Найти тему
Владимир Гордеев

Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном (1964, Япония, сказка / фильм ужасов): Очарованность призраками

Сняв крупнобюджетный "Кайдан", Масаки Кобаяси влился в число японских режиссеров, экспортирующих японскую культуру на запад. Зрелищный "Кайдан" (название переводится как "истории о сверхъестественном") напомнил мне иллюстрации к широкоформатным, очень красочным изданиям сказок, выпускавшихся в Советском Союзе в 50-х годах – "Огневушка-поскакушка", там, "Конек-горбунок" и т.п. Что ни книжка – шедевр книжной иллюстрации!

Кадр из фильма "Кайдан" (1964)
Кадр из фильма "Кайдан" (1964)

Фантастическая медлительность "Квайдана" дает прекрасную возможность неспеша любоваться работой художников, декораторов, костюмеров. Фильм состоит из четырех сказок (последняя остается недосказанной), повествующей о "былых временах". Эти сказки были художественно обработаны писателем Патриком Лафкадио Хирном, отец которого был ирландцем, а мать – гречанкой. Однако же, работая с 1890 года в Японии, Хирн проникся тамошней культурой и в какой-то мере "превратился" в японца. Вероятно даже, в весьма значительной мере, раз уж Кобаяси решил использовать его "Кайдан" в качестве мостка между двумя мирами – западным и восточным.

Кадр из фильма "Кайдан" (1964)
Кадр из фильма "Кайдан" (1964)

Все новеллы объединены общей темой – эффектом, который мир духов производит на человека. Этим эффектом является очарование. Человек неизменно оказывается очарован призраками. А впоследствии, ими унесен. В первой новелле (самой интересной) самурай предает жену и, спасаясь от бедности, женится на богатой. Его новая жена оказывается черствой и себялюбивой. Все время он вспоминает о прежней жене и в конце концов возвращается домой. Но… поздно. Он оказывается во власти призрака, выдающего себя за его жену. В конце концов герой попадает в плен уже современного, классического для нынешних j-хорроров, проклятия: ему не выбраться из дома смерти.

Кадр из фильма "Кайдан" (1964)
Кадр из фильма "Кайдан" (1964)

Во второй новелле герой очарован снежной королевой, в третьей – певец и игрец на биве, исполняющий героико-исторические сказания, очарован демонами (а те, в свою очередь, очарованы его мастерством), в четвертой – герой не может удержаться от того, чтобы не выпить из обычной глиняной миски душу человека (или демона).

Кадр из фильма "Кайдан" (1964)
Кадр из фильма "Кайдан" (1964)

В "Кайдане", прямом наследнике такой картины как "Сказки туманной луны после дождя", уже можно разглядеть современные хорроры. Это, во-первых, клин на черных волосах (черные волосы красной нитью идут через титры и всю первую новеллу), во-вторых, звук (вместо классической аранжировки используется экспериментальный саунд), в-третьих, попытка нагнетать саспенс, что, впрочем, скорее вызвано общим темпом фильма.

Оценка: 7,0 из 10.

Кадр из фильма "Кайдан" (1964)
Кадр из фильма "Кайдан" (1964)

Режиссер: Масаки Кобаяси.
Сценарий: Ёко Мидзуки (по книге Лафкадио Хирна),
Оператор: Ёсио Миядзима,
Композитор: Тору Такэмицу.

В главных ролях: Митиё Аратама, Мисако Ватанабэ, Рэнтаро Микуни, Кендзиро Исияма, Ранко Акаги.

-6

#кайдан #призраки #фильм ужасов #сказки #оценка 7 #1964 год кино #j-хоррор #масаки кобаяси #проклятие #фильм