АЛЕКСАНДРА ИВШИНА: «ЦЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ – ДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ СЧАСТЛИВЕЕ»
14 июля 202214 июл 2022
3
Расскажите о «Билете в будущее». Что это за проект?
– Проект «Билет в будущее» реализуется в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Он направлен на развитие навыка осознанного выбора направления своего развития школьников и предоставление им рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными областями деятельности. Важно, в проекте с 2021 года принимают участие все 85 регионов России и город Байконур. Федеральным оператором Проекта с 2021 года является «Фонд Гуманитарных Проектов».
Каковы этапы проекта?
– Первый этап – дистанционный.
В сентябре и октябре обучающиеся проходят регистрацию и комплексную онлайн-диагностику на платформе проекта. В ходе диагностики выявляются и оцениваются способности подростка. Онлайн-диагностика каждого обучающегося производится на нескольких уровнях, что позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи. По итогам диагностики в личном кабинете участника формируется отчет с рекомендациями: попробовать себя в одной из девяти сред по профессиям, обратить внимание на свои интересы, склонности и способности в выборе профессии.
Также в рамках дистанционного этапа педагоги-навигаторы проекта проходят обучение по программе «Методы и методики профориентационной работы». В процессе обучения педагоги-навигаторы повышают квалификацию в области подходов к профориентации, осваивают новые методики и технологии. Обучение педагогов-навигаторов в онлайн-формате в 2022 году запланировано с 1 сентября по 3 октября. На сегодняшний день для участия в программе повышения квалификации от Красноярского края авторизацию на платформе проекта прошли 266 педагогов-навигаторов.
Второй этап – очный.
В рамках очного этапа педагогами-навигаторами запланировано проведение Всероссийской профориентационной недели (профориентационного урока) в октябре с обучающимися 6-7-х, 8-9-х, 10-11-х классов. Важно отметить, что в 2021 году количество проведения профориентационных уроков педагогами-навигаторами было не ограничено. Например, в Краснотуранском районе было проведено 33 таких урока одним педагогом-навигатором, а в Канском районе 49 уроков одним педагогом-навигатором.
После прохождения обучающимися регистрации, онлайн-диагностик, принятия участия во Всероссийской профориентационной неделе, дети подходят к завершающему этапу: мероприятия профессионального выбора. На базе учреждений дополнительного образования, техникумов, колледжей, и высших учебных заведений в октябре-ноябре дети могут прийти и попробовать себя в профессиях. После прохождения всех этапов обучающиеся приобретают профориентационные компетенции и получают индивидуальные рекомендации по построению профессионально-образовательных траекторий.
Какова роль педагога-навигатора?
– Безусловно, педагоги-навигаторы играют особую роль в реализации всех этапов проекта. Именно педагоги-навигаторы сопровождают учеников на всех этапах проекта, начиная с регистрации детей, прохождения профориентационных уроков, прохождения онлайн-диагностик, сопровождения детей при прохождении ими профессиональных проб. Также педагоги-навигаторы оказывают консультационную помощь родителям детей в рамках профессиональной ориентации, а также, после прохождения детьми всех этапов проекта, навигаторы помогают определиться с траекторией профессионального развития.
Кроме сопровождения детей, навигаторы бесплатно проходят содержательные курсы по повышению квалификации в онлайн-формате и принимают участие в разных конкурсах профессионального мастерства от проекта. Так в 2021 году педагог-навигатор Одинцова Татьяна Анатольевна из ЗАТО г. Железногорска приняла участие в проектном модуле «Моя профориентационная инициатива» и со своим проектом «Prof.tok» вошла в топ-15 профориентационных инициатив. Важно отметить, что в данном проектном модуле приняли участие более 800 педагогов-навигаторов со всей России. В декабре 2021 года Татьяна Анатольевна презентовала свою практику на стратегической сессии, организованной федеральным оператором проекта, в г. Санкт-Петербург.
Много ли в Красноярском крае площадок, принимающих детей на профессиональные пробы?
– В 2021 году у нас было 43 площадки. В тех муниципалитетах, где не было своих площадок, дети могли посетить профессиональные пробы в онлайн-форматах, либо приехать в Красноярск. В новом учебном году площадок станет еще больше.
Как проходят профессиональные пробы?
– Задача пробы – сформировать у участников представление о профессии или компетенции именно без игрового или развлекательного характера.
Сначала наставник проводит лекцию о профессии и инструктаж. Потом школьникам предлагают попробовать себя в этой профессии, сделать что-то своими руками, например, что-то испечь, если это профессия «повар-кондитер». Или придумать план урока, если это «учитель начальных классов» и тому подобное. Наставник показывает, что и как нужно сделать и ребята пробуют.
Если ребенок прошел тест и пробу в 7 классе, стоит ли снова проходить это в 8 классе?
– Федеральный оператор «Билета в будущее» – «Фонд Гуманитарных Проектов» взялся за проект основательно и планирует постоянно обновлять платформу. Те школьники, которые в этом году закончили 7 класс, могут и в 8 классе пользоваться платформой, для них будут подобрана новая диагностика.
Как школьники относятся к профессиональным пробам?
– Судя по отзывам, ребятам очень нравится такой формат! Это и расширение кругозора о мире профессий и компетенций, и понимание о содержании профессий. Этот проект очень эффективен, на мой взгляд. Тем более, в проекте большое внимание уделяется профессиям будущего, которые станут востребованы в самые ближайшие годы, как раз тогда, когда нынешние школьники средних классов завершат обучение в старших классах и будут поступать в ВУЗы. Например, очень актуальна новая профессия урбанист-эколог.
Почему профориентация так важна? В чем ее ценность?
– Мне, как человеку с более чем 10-летним опытом профориентационной работы, импонируют слова древнекитайского философа Конфуция: «Если вы найдете дело всей своей жизни, то вам не придется работать ни дня» В этом и есть основная ценность профориентации.
Как сказал на Российской креативной неделе руководитель «Фонда Гуманитарных Проектов» Иван Есин: «Наша задача, чтобы каждый школьник, вне зависимости от того, где он жил, мог выбрать дело по душе и стать счастливым в профессии, а за счет этого и вся страна становится чуть счастливее».В Москве завершился форум «Российская креативная неделя». Одной из самых важных и актуальных тем, обсуждаемых на площадке «Образование», была названа профориентация. Как развита профориентационная работа со школьниками в Красноярском крае? Об этом мы попросили рассказать Александру Владимировну Ившину – регионального представителя федерального проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее».
Расскажите о «Билете в будущее». Что это за проект?
– Проект «Билет в будущее» реализуется в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Он направлен на развитие навыка осознанного выбора направления своего развития школьников и предоставление им рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными областями деятельности. Важно, в проекте с 2021 года принимают участие все 85 регионов России и город Байконур. Федеральным оператором Проекта с 2021 года является «Фонд Гуманитарных Проектов».
Каковы этапы проекта?
– Первый этап – дистанционный.
В сентябре и октябре обучающиеся проходят регистрацию и комплексную онлайн-диагностику на платформе проекта. В ходе диагностики выявляются и оцениваются способности подростка. Онлайн-диагностика каждого обучающегося производится на нескольких уровнях, что позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи. По итогам диагностики в личном кабинете участника формируется отчет с рекомендациями: попробовать себя в одной из девяти сред по профессиям, обратить внимание на свои интересы, склонности и способности в выборе профессии.
Также в рамках дистанционного этапа педагоги-навигаторы проекта проходят обучение по программе «Методы и методики профориентационной работы». В процессе обучения педагоги-навигаторы повышают квалификацию в области подходов к профориентации, осваивают новые методики и технологии. Обучение педагогов-навигаторов в онлайн-формате в 2022 году запланировано с 1 сентября по 3 октября. На сегодняшний день для участия в программе повышения квалификации от Красноярского края авторизацию на платформе проекта прошли 266 педагогов-навигаторов.
Второй этап – очный.
В рамках очного этапа педагогами-навигаторами запланировано проведение Всероссийской профориентационной недели (профориентационного урока) в октябре с обучающимися 6-7-х, 8-9-х, 10-11-х классов. Важно отметить, что в 2021 году количество проведения профориентационных уроков педагогами-навигаторами было не ограничено. Например, в Краснотуранском районе было проведено 33 таких урока одним педагогом-навигатором, а в Канском районе 49 уроков одним педагогом-навигатором.
После прохождения обучающимися регистрации, онлайн-диагностик, принятия участия во Всероссийской профориентационной неделе, дети подходят к завершающему этапу: мероприятия профессионального выбора. На базе учреждений дополнительного образования, техникумов, колледжей, и высших учебных заведений в октябре-ноябре дети могут прийти и попробовать себя в профессиях. После прохождения всех этапов обучающиеся приобретают профориентационные компетенции и получают индивидуальные рекомендации по построению профессионально-образовательных траекторий.
Какова роль педагога-навигатора?
– Безусловно, педагоги-навигаторы играют особую роль в реализации всех этапов проекта. Именно педагоги-навигаторы сопровождают учеников на всех этапах проекта, начиная с регистрации детей, прохождения профориентационных уроков, прохождения онлайн-диагностик, сопровождения детей при прохождении ими профессиональных проб. Также педагоги-навигаторы оказывают консультационную помощь родителям детей в рамках профессиональной ориентации, а также, после прохождения детьми всех этапов проекта, навигаторы помогают определиться с траекторией профессионального развития.
Кроме сопровождения детей, навигаторы бесплатно проходят содержательные курсы по повышению квалификации в онлайн-формате и принимают участие в разных конкурсах профессионального мастерства от проекта. Так в 2021 году педагог-навигатор Одинцова Татьяна Анатольевна из ЗАТО г. Железногорска приняла участие в проектном модуле «Моя профориентационная инициатива» и со своим проектом «Prof.tok» вошла в топ-15 профориентационных инициатив. Важно отметить, что в данном проектном модуле приняли участие более 800 педагогов-навигаторов со всей России. В декабре 2021 года Татьяна Анатольевна презентовала свою практику на стратегической сессии, организованной федеральным оператором проекта, в г. Санкт-Петербург.
Много ли в Красноярском крае площадок, принимающих детей на профессиональные пробы?
– В 2021 году у нас было 43 площадки. В тех муниципалитетах, где не было своих площадок, дети могли посетить профессиональные пробы в онлайн-форматах, либо приехать в Красноярск. В новом учебном году площадок станет еще больше.
Как проходят профессиональные пробы?
– Задача пробы – сформировать у участников представление о профессии или компетенции именно без игрового или развлекательного характера.
Сначала наставник проводит лекцию о профессии и инструктаж. Потом школьникам предлагают попробовать себя в этой профессии, сделать что-то своими руками, например, что-то испечь, если это профессия «повар-кондитер». Или придумать план урока, если это «учитель начальных классов» и тому подобное. Наставник показывает, что и как нужно сделать и ребята пробуют.
Если ребенок прошел тест и пробу в 7 классе, стоит ли снова проходить это в 8 классе?
– Федеральный оператор «Билета в будущее» – «Фонд Гуманитарных Проектов» взялся за проект основательно и планирует постоянно обновлять платформу. Те школьники, которые в этом году закончили 7 класс, могут и в 8 классе пользоваться платформой, для них будут подобрана новая диагностика.
Как школьники относятся к профессиональным пробам?
– Судя по отзывам, ребятам очень нравится такой формат! Это и расширение кругозора о мире профессий и компетенций, и понимание о содержании профессий. Этот проект очень эффективен, на мой взгляд. Тем более, в проекте большое внимание уделяется профессиям будущего, которые станут востребованы в самые ближайшие годы, как раз тогда, когда нынешние школьники средних классов завершат обучение в старших классах и будут поступать в ВУЗы. Например, очень актуальна новая профессия урбанист-эколог.
Почему профориентация так важна? В чем ее ценность?
– Мне, как человеку с более чем 10-летним опытом профориентационной работы, импонируют слова древнекитайского философа Конфуция: «Если вы найдете дело всей своей жизни, то вам не придется работать ни дня» В этом и есть основная ценность профориентации.
Как сказал на Российской креативной неделе руководитель «Фонда Гуманитарных Проектов» Иван Есин: «Наша задача, чтобы каждый школьник, вне зависимости от того, где он жил, мог выбрать дело по душе и стать счастливым в профессии, а за счет этого и вся страна становится чуть счастливее».В Москве завершился форум «Российская креативная неделя». Одной из самых важных и актуальных тем, обсуждаемых на площадке «Образование», была названа профориентация. Как развита профориентационная работа со школьниками в Красноярском крае? Об этом мы попросили рассказать Александру Владимировну Ившину – регионального представителя федерального проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее».