Однажды я проходила практику в детском саду, где работал опытный психолог.
⠀
Так как этот психолог занимался научной деятельностью, у него в кабинете было зеркало Гезелла. Вы, наверняка, видели подобное в фильмах о следователях, где они допрашивают людей в одной комнате, а в другой через такое зеркало или прозрачное стекло все видно и слышно.
⠀
Применение полупрозрачных стекол или зеркал-шпионов пришло к нам из США. Именно там именитый психолог А.Л. Гезелл изобрел данное приспособление, активно применяя его в своей практике для наблюдения за невербальным поведением испытуемых.
⠀
Но в те времена стекло было недоработано и сквозь него можно было заметить то, что происходит у наблюдателей. Сегодня же такие зеркала также пропускают свет с двух сторон, но заметить факт наблюдения сложно, ведь стекло Гезелла используется в комбинации со световыми эффектами.
⠀
Так вот… Я наблюдала за работой психолога в реальном режиме, находясь по ту сторону зеркала. А потом смогла сама провести такую встречу с ребенком, а психолог наблюдал за мной и потом разобрал мою работу!
⠀
Это был реальный практический опыт с подробной обратной связью: разобрали цель, методику и качество работы с ребенком.
⠀
Задача психолога – наладить контакт, чтобы детки могли расслабиться и честно, спокойно, не пытаясь быть хорошими, показать реальное положение вещей.
⠀
Что вообще представляет из себя кабинет психолога?
Это небольшая комната, где есть удобная мебель, где можно сидеть и находится в состоянии покоя.
⠀
Есть стеллажи с книгами и играми, большое количество разнообразных игрушек всех размеров и видов.
На полу - чистые и мягкие ковры – пазлы, которые можно легко менять по цвету и по контексту игры.
"О чем говорят игрушки"
⠀
И вот, как-то раз, на встречу к психологу пришел мальчик 5-ти лет, который был очень нерешительный, зажатый, слишком близко к сердцу принимал слова и действия детей и воспитателей.
⠀
У него сложно складывались отношения с активными детьми. Особенно он испытывал страх при общении с девочками. Часто реагировал слезами на напористые действия даже дружелюбного характера.
⠀
Предпочитал общение с робкими детьми или совсем сторонился общения.
⠀
Он был из полной семьи. И пришёл вместе с папой: интеллигентным и сдержанным мужчиной, который внимательно и трепетно относился к ребенку. Сын был спокоен и дружелюбен с отцом.
⠀
Мальчик зашел в кабинет очень робко, явно тяготясь необходимостью этой встречи. Психолог не стал вскакивать, громко приветствовать мальчика. Он находился в кресле и наблюдал.
⠀
- Проходи, Олег. Посмотри, какая комната, ты можешь все здесь рассмотреть!-сказал психолог.
⠀
Мальчик робко начал осмотр с самого дальнего угла кабинета, который находился дальше всего от психолога. Порядка 7 минут мальчик молча рассматривал комнату, брал в руки разные предметы и ставил их место. Психолог молча наблюдал, никак не комментируя его действия.
⠀
Потом тихим голосом спросил:
- Олег, как тебе комната? Тебе здесь интересно?
- Да... - тихо прошептал мальчик.
- А где тебе было интереснее всего?
- Здесь везде интересно. Столько игрушек!
- А что тебе кажется самым интересным здесь? Покажи мне, пожалуйста!
⠀
Мальчик долго ходил по комнате, рассматривая все предметы. Он был в растерянности и не знал что взять!
Слишком много всего и выбрать было очень сложно.
Потом ему казалось, что он слишком долго выбирает, хотя психолог его никак не торопил, и он хватал первую попавшуюся игрушку, чтобы скорее закончить выбор.
⠀
Он схватил паровозик от большой железной дороги и поднёс психологу.
- Вот! Поезд.
- А чем тебе понравился поезд?
Мальчик задумался.
- Мы на таком ездили к бабушке.
- А где она живет?
- Далеко! У нее свой дом и есть животные.
- Тебе понравилось ехать в поезде?
- Да, только долго.
- А что тебе понравилось в поезде?
- Я смотрел в окно, папа читал мне книжку, мама накрывала на стол и мы кушали и пили чай! Потом сестра читала, а я слушал. Она плохо читает, мне было неинтересно, но мама сказала слушать!
Я отвлекался, смотрел в окно. Но мама проверяла, что я услышал, а я не все слышал. Мама ругала меня, сестра смеялась, а папа был на моей стороне.
- А как папа показывал, что он на твоей стороне?
- Он смотрел на меня и молчал. Он не смеялся и не ругал.
⠀
Этот короткий диалог уже содержит много информации о характере ребенка, его семье, обстоятельств жизни и его мышления.
⠀
- Ты давно ездил на поезде к бабушке?
- Летом (на дворе был октябрь)
- Давай поиграем в дорогу к бабушке. Выбери игрушку, которая будет в игре тобой.
⠀
Мальчику это понравилось и он пошел искать себя! Он выбрал маленького мишку с мячиком и пуделя.
Он смотрел на игрушки и не мог определиться.
⠀
- А кто из них будет тобой? Какие они по характеру?
- Ну...Наверное, мишка! Он добрый, тихий, любит играть в мячик.
- А мишка в мячик играет один или с командой?
- Нет, он любит играть один или с другим мишкой. Ну или еще с кем-то, но чтобы не много было!
- А собачка какая по характеру?
- Тоже добрая и спокойная. Мишке хорошо было бы играть с ней в мячик!
- А кто больше похож на тебя: мишка или собачка?
Мальчик улыбнулся.
- Ну, наверное, собачка! У меня нет мячика. Мама дома не разрешает играть, а у моего друга есть и я играю у него или во дворе.
- А он с тобой ходит в сад?
- Нет, он много болеет и сидит дома с бабушкой. Мы во дворе дружим и ходим в гости. Он живет в моем подъезде
- Хорошо! Тогда ты будешь собачкой, а твой друг мишкой с мячиком, да?
- Да, но мой друг не ездил в поезде.
- Тогда он будет ждать тебя и ты ему расскажешь про поездку, когда будешь играть с ним в мячик.
- Да!
⠀
Мальчик заулыбался и посадил на диван мишку, а пуделя оставил в руках.
Психолог предложил поставить пуделя рядом с поездом.
⠀
- А теперь выбери игрушку, которая будет изображать твою маму...
⠀
Мальчик начал ходить по комнате и смотреть на игрушки. Потом нашел самую большую игрушку в комнате: это был свирепый тигр ростом с мальчика!
- Вот! Это мама! Только она тяжелая.
⠀
Психолог поднял тигра и поставил на пол рядом со столом, на котором был поезд и пудель.
⠀
- А какая по характеру эта тигрица?
- Она сильная, добывает корм своему ребенку, она умеет постоять за себя и за свою семью!
- У этой тигрицы очень свирепый вид - сказал тихо психолог.
- Да, она злится из-за чего-то. Наверное, кто-то не слушается. Она может громко рычать, ее все боятся и сразу слушаются!
⠀
Я думаю, что читая описание мальчика, можно понять про характер мамы Олега?
⠀
- Теперь давай выберем папу!
⠀
Мальчик снова внимательно прошёлся по комнате и выбрал небольшого коня. Он был больше пуделя, но в разы меньше тигра! У коня было доброе выражение лица и в зубах он держал ромашку.
⠀
- Какой веселый и добрый конь!- сказал психолог.
Мальчик нежно улыбнулся и поставил коня рядом с пуделем.
- Да, конь добрый и он любит играть с собачкой!
- А он часто с ней играет?
- Да, конь больше бывает дома, у него не хорошая работа. За нее он получает мало денег и тигрица на него злится и сама зарабатывает деньги для семьи. Зато конь добрый и он много играет и учит, читает, готовит вкусную кашу по утрам! А ещё играет в мяч с собачкой и мишкой и водит его в гости.
⠀
- Тигрица обижает коня? Она громко кричит на него или они мирно общаются?
- Да, тигрица часто кричит на коня!
Она сильно устает и хочет часто быть дома. А вместо нее часто дома бывает конь. Конь не уверен в себе и не умеет себя показать! А тигрица смелая и активная, ее все уважают, она умеет много зарабатывать. Конь бестолковый! Но добрый и хороший!
⠀
Психолог терпеливо и долго играл с Олегом. И задавал разные проясняющие вопросы, в которых Олег очень четко обрисовал ситуацию у него дома.
Психологу многое стало понятно.
⠀
Я привела этот пример, чтобы ещё раз напомнить, как важно играть с ребенком, как важно задавать ему вопросы и как много можно узнать о его эмоциональном состоянии, мышлении, о сложных ситуациях в жизни, о страхах и о том, что его поддерживает и расстраивает.
⠀
Теперь вопрос: а вы с каким животным ассоциируете себя и почему?
_________________________________________________
Автор истории - Александра Шиварнова.
Также может быть интересна статья : Топ кино красавиц, которые покорили сердца многих...
Есть он и она. Муж и жена. (история психолога)
#детский психолог #у психолога #в кабинете детского психолога
#воспитание детей #игры с детьми #психология ребенка #психология мальчика #семейный психолог #уделяйте время ребенку
#замкнутый ребенок