На фоне изменений, происходящих на рынке грузоперевозок, особое значение приобретает международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг», частью которого должна стать и железная дорога «Казвин – Решт – Астара». Последнюю планировали построить еще в 2008-м. За три года до этого Москва, Тегеран и Баку подписали соответствующее соглашение.
Дороги так и нет
Но работы стартовали только в 2009-м и частично были завершены через десять лет — стальную магистраль протяженностью 164 км довели до города Решт, потратив на эти цели $2 млрд. В ходе кампании инженеры столкнулись с рядом технических трудностей: в сложных геологических условиях пришлось возводить большое количество искусственных сооружений — на тоннели и мосты выпало около 20% от общей длины трассы.
Параллельно на границе Ирана и Азербайджана между одноименными городами Астара уложили порядка 10 км пути с совмещенной колеей (1435 и 1520 мм). Первый поезд из России, груженный древесиной, прошел по новой дороге в феврале 2018-го. Однако полноценной связи с Ираном по этому маршруту до сих пор нет — участок от станции Решт по-прежнему отсутствует. В 2021-м от последнего линию должны были дотянуть до портового Бендер-Энзели (35 км). Но реализация проекта стоимостью $155 млн затянулась и сроки перенесли на весну 2022-го. Правда, и к этому времени осуществить задуманное не удалось. По последней информации, «железку» сдадут в эксплуатацию в 2023-м.
Актуальность проекта
Что касается оставшегося отрезка до иранской Астары, то его в свете новых геополитических реалий Тегеран предлагает реализовать совместно с Москвой. В июне 2022-го чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в РФ Казем Джалали подчеркнул необходимость скорейшего завершения всего проекта, который наконец снова позволит связать государства по железной дороге через Северный Кавказ.
По словам политика, наличие стальной магистрали вдоль берега Каспийского моря значительно упростит доставку товаров в Россию из Индии, Ирана, Пакистана и других стран. Путь по так называемому западному маршруту МТК позволит осуществлять транспортировку в два и более раз быстрее, чем по альтернативным направлениям, в том числе через Суэцкий канал.
К тому же, благодаря непрерывному железнодорожному сообщению, снизится стоимость перевозок. Расстояние по МТК «Север – Юг» между Мумбаи (Индия) и Санкт-Петербургом (Россия) составляет 7,2 тыс. км. В настоящий момент товар приходится дважды перегружать с вагонов на автотранспорт и наоборот.
Специальный представитель Президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов на итоговом заседании коллегии Минтранса РФ, проходившем 1 июля 2022 года, подчеркнул необходимость развития МТК «Север – Юг» и других транспортных коридоров. Чиновник отметил, что полномасштабный выход по железной дороге и через морские пути в Персидский залив обеспечит России доступ практически в любую точку мира.
Необходимо $2 млрд
По оценкам, из-за сложного рельефа и высокой стоимости выведения из оборота сельхозугодий достройка линии «Решт– Астара» от Бендер-Энзели потребует порядка $2 млрд. Поэтому в последние месяцы представители Ирана несколько раз подчеркивали, что если Россия захочет — дорога обязательно появится. Со своей стороны для РЖД Тегеран готов предоставить льготные условия на перевозки.
Данный вопрос поднимался и в январе 2022-го во время переговоров президентов Ирана и России, Эбрахима Раиси и Владимира Путина, в Москве. Инициатива в настоящий момент продолжает обсуждаться на разных уровнях, но, как отмечается, пока есть только планы; конкретных решений по этому поводу еще не принято.
Параллельно планируется развивать и восточное направление МТК «Север – Юг» — в июле 2022-го из подмосковного Чехова через Казахстан и Туркменистан в Иран прибыл первый российский грузовой состав с товарами для Индии. В последнюю контейнеры будут доставлены по морю — судно отправится из порта Шахид-Раджаи.
Из Москвы в Тегеран
Во времена СССР из Москвы через Джульфу можно было доехать на поезде до Тегерана. К примеру, в 1964-м пассажирский состав из столицы шел через Орел, Харьков, Сочи, Тбилиси, Ереван и Тебриз. В 1980-е маршрут несколько изменили — поезда стали ходить через Махачкалу и Баку; далее также через Джульфу и Тебриз. Но после конфликта в Нагорном Карабахе, в 1988-м, часть инфраструктуры разрушили и непрерывное сообщение между странами по железной дороге на данном направлении стало невозможно.