Вчера сходил на поэтический свободный микрофон в новое заведение под названием «Соцкультбыт». Поэтическими выступлениями я не занимался со времен университета. Помню, как меня позвал в самарский бар «Сквозняк» одногруппник Алексей Севастьянов. Это было на первом или втором курсе. У меня не было опыта подобных публичных выступлений, я страшно нервничал, но при этом хотел сделать этот шаг под под яркий свет софитов. Мы взяли по кружке пива и заняли место за массивным деревянным столом. Мое выступление закончилось вполне благополучно. Стихотворение было построено так, что оно читалось по нарастающей, с повышением темпа и громкости. В то время я очень любил творчество Маяковского и смешивал это с лирикой серебряного века. Но было и наблюдение, что подобные вечера притягивают людей с какой-то особой психической типологией, эдаких фриков с истерическим радикалом. Тогда меня впечатлили не тексты, а манера выступления некоторых эксцентричных поэтов. Это были страстные выкрикивания в зал: «я ни ч чем не виноват». Почему-то запомнилась эта фраза. Это были времена до появления телевизионных комедийных стендапов и каких-то смешных подводок никто не заготавливал. Стихотворение того вечера конечно же сохранилось:
Дорога. Тянутся ряды
Соломы скошенной. И ты
Воображенье осени
Тоски унылый плод
Молю душою – осени
Томленьем этот год
*
Везде изгнившие умы
Из оболочек трупы. Сны
И то гнушатся плоти
Смотрю я во все стороны
Моей большой страны.
И хочется и опасаюсь
Очень.
*
Смешались чувства в
Беснующем вое
Зов революции, лирики плачь
Месиво это дурманит и кроет
Как тысяча сложных, научных задач.
*
Изнывающий в чреве
Душевный надрыв
Стон,
Плач,
Срыв
Об стену
Сомнения в кровь
Жду как революции любовь.
После опыта «Сквозняка» мне пришла идея организовать эти выступления в стенах университета СГАСУ. В плане культурной жизни нам позволялось многое, даже ночевать в мастерских. Это была осень и отмечался день рождения Сергея Есенина – 3 октября. Мы подготовили листок с приглашением на поэтический вечер и повесили его перед входом в лифт. Был организовал легкий антураж из свечей и желтых листьев. Люди пришли и все прошло очень вдохновляюще. Уже на второй поэтический вечер была придумана афиша с революционеркой в красной косынке и с маузером, для чего мне позировала сестра. За все время было проведено порядка пяти вечеров. Со стихотворением выступала Дарья Камалова, которая сейчас ведет блог (@thecablook, архитекторы Михаил Капитонов, Ольга Дуплихина, Михаил Журавлев и многие другие. Алексей Севастьянов потом уедет учиться на философа во Францию.
Я помню, что в один прекрасный момент решил соскочить с этой дофаминовой иглы и перестал сочинять или скажу так, временно ушел от этого занятия. Я люблю поэтов оптимистов, с хорошим здоровьем и психикой, но таковых практически нет. Получается так, что поэты зачастую терпят бедственное положение, выглядят ослабленными, ходящими над бездной, грешат с алкоголем и наркотиками. Часто они пребывают в пограничном состоянии из-за опасного диалога с подсознанием, расшатывающим чувствительную душу. Многие словно заклинают себя на неудачи, разбавляют свои тексты программирующими высказываниями, критикуют и осуждают окружение. Все это мне не близко и чуждо. Есть конечно и поэты-графоманы, которых в провинциальной прессе обычно называют «самобытными», но я о них даже и думать не хочу. Это самый низовой пласт донных отложений.
Продолжу с историей выступления в Соцкультбыте. Мне случайно попадается запись об открытом поэтическом микрофоне, и я быстро решаю его посетить. Я провел ревизию своих стихов и понял, что они уже не совсем отвечают моим воззрениям, убеждениям. Пользуясь малой загруженностью на работе, я решаю быстро сочинить новый стих, который бы отражал свежее состояние ума, описывал бы мои будни. Заготовка в виде первой строки пришла на прошлых выходных, когда во время сбора грибов разразился мощный дождь. Вот и тема готова. Немножко дров – и плов готов. Вот что получилось:
Я иду по дороге к цветущей липе
До нее еще пашня, грибы и лес
Начинается дождь, звуки грома, влип я
Прячусь там, где обычно скрывается бес
Или Бог, или тень вездесущего эго
Миллионы грибниц тут раскинули сеть
Я под дубом укрылся от гневного неба
Осторожно пытаюсь дышать и смотреть
Я причастен вот к этому миру распада
Лешье мясо, под спудом гниющих трав
Вам не нужно казаться, бояться ада
Красоваться и сдерживать дикий нрав
Вы - грибы, вы живете в своем пространстве
Вы реликты земли, эволюции путь
И я слышу ваш зов, он с таким окаянством
Что-то хочет сказать, передать, мигнуть
Я услышал... пробраться придется глубже
В подсознание, в тьму, где зловещий скрип
Снова чудом спасен и как будто разбужен
Данте "сумрачный лес", вот же он - архетип.
Любовь к отеческим грибам - в ней обретает сердце пищу
Я обратил внимание, что популярные стендап выступления сделали свое дело. Теперь поэт должен делать подводки и шутить с публикой. Мне было интересно как люди справлялись с этой непростой задачей, уворачивались от крючков остроумного ведущего. Вот так спустя много лет я решил сказать «да» поэтическому вечеру. Некоторые темы, которые поднимались мне показались неуместными. Например про развод, воспитание ребенка в одиночку и "абъюз" - новые темы для поэтического слога. Кто-то вспоминал матерные стихи известных поэтов, словно доказывая, что они такие же как и мы. Мне очень нравится отрывок из письма Пушкина Вяземскому:
«Зачем жалеешь ты от потери записок Байрона? Черт с ними, слава богу, что они потеряны! Он исповедался в своих стихах, невольно увлеченный восторгом поэзии. Оставь любопытство толпе и будь заодно с гением. Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабости могущего. При обнаружении всякой мерзости она в восхищении: "Он мал, как мы! Он мерзок, как мы!" - "Врете, подлецы! Он мерзок, но не так, как вы — иначе!"