Найти тему
Михаил Солодилов

Поэтический микрофон

Вчера сходил на поэтический свободный микрофон в новое заведение под названием «Соцкультбыт». Поэтическими выступлениями я не занимался со времен университета. Помню, как меня позвал в самарский бар «Сквозняк» одногруппник Алексей Севастьянов. Это было на первом или втором курсе. У меня не было опыта подобных публичных выступлений, я страшно нервничал, но при этом хотел сделать этот шаг под под яркий свет софитов. Мы взяли по кружке пива и заняли место за массивным деревянным столом. Мое выступление закончилось вполне благополучно. Стихотворение было построено так, что оно читалось по нарастающей, с повышением темпа и громкости. В то время я очень любил творчество Маяковского и смешивал это с лирикой серебряного века. Но было и наблюдение, что подобные вечера притягивают людей с какой-то особой психической типологией, эдаких фриков с истерическим радикалом. Тогда меня впечатлили не тексты, а манера выступления некоторых эксцентричных поэтов. Это были страстные выкрикивания в зал: «я ни ч чем не виноват». Почему-то запомнилась эта фраза. Это были времена до появления телевизионных комедийных стендапов и каких-то смешных подводок никто не заготавливал. Стихотворение того вечера конечно же сохранилось:

Дорога. Тянутся ряды

Соломы скошенной. И ты

Воображенье осени

Тоски унылый плод

Молю душою – осени

Томленьем этот год

*

Везде изгнившие умы

Из оболочек трупы. Сны

И то гнушатся плоти

Смотрю я во все стороны

Моей большой страны.

И хочется и опасаюсь

Очень.

*

Смешались чувства в

Беснующем вое

Зов революции, лирики плачь

Месиво это дурманит и кроет

Как тысяча сложных, научных задач.

*

Изнывающий в чреве

Душевный надрыв

Стон,

Плач,

Срыв

Об стену

Сомнения в кровь

Жду как революции любовь.

Афиша литературного вечера
Афиша литературного вечера

После опыта «Сквозняка» мне пришла идея организовать эти выступления в стенах университета СГАСУ. В плане культурной жизни нам позволялось многое, даже ночевать в мастерских. Это была осень и отмечался день рождения Сергея Есенина – 3 октября. Мы подготовили листок с приглашением на поэтический вечер и повесили его перед входом в лифт. Был организовал легкий антураж из свечей и желтых листьев. Люди пришли и все прошло очень вдохновляюще. Уже на второй поэтический вечер была придумана афиша с революционеркой в красной косынке и с маузером, для чего мне позировала сестра. За все время было проведено порядка пяти вечеров. Со стихотворением выступала Дарья Камалова, которая сейчас ведет блог (@thecablook, архитекторы Михаил Капитонов, Ольга Дуплихина, Михаил Журавлев и многие другие. Алексей Севастьянов потом уедет учиться на философа во Францию.

Я помню, что в один прекрасный момент решил соскочить с этой дофаминовой иглы и перестал сочинять или скажу так, временно ушел от этого занятия. Я люблю поэтов оптимистов, с хорошим здоровьем и психикой, но таковых практически нет. Получается так, что поэты зачастую терпят бедственное положение, выглядят ослабленными, ходящими над бездной, грешат с алкоголем и наркотиками. Часто они пребывают в пограничном состоянии из-за опасного диалога с подсознанием, расшатывающим чувствительную душу. Многие словно заклинают себя на неудачи, разбавляют свои тексты программирующими высказываниями, критикуют и осуждают окружение. Все это мне не близко и чуждо. Есть конечно и поэты-графоманы, которых в провинциальной прессе обычно называют «самобытными», но я о них даже и думать не хочу. Это самый низовой пласт донных отложений.

Продолжу с историей выступления в Соцкультбыте. Мне случайно попадается запись об открытом поэтическом микрофоне, и я быстро решаю его посетить. Я провел ревизию своих стихов и понял, что они уже не совсем отвечают моим воззрениям, убеждениям. Пользуясь малой загруженностью на работе, я решаю быстро сочинить новый стих, который бы отражал свежее состояние ума, описывал бы мои будни. Заготовка в виде первой строки пришла на прошлых выходных, когда во время сбора грибов разразился мощный дождь. Вот и тема готова. Немножко дров – и плов готов. Вот что получилось:

Я иду по дороге к цветущей липе

До нее еще пашня, грибы и лес

Начинается дождь, звуки грома, влип я

Прячусь там, где обычно скрывается бес

Или Бог, или тень вездесущего эго

Миллионы грибниц тут раскинули сеть

Я под дубом укрылся от гневного неба

Осторожно пытаюсь дышать и смотреть

Я причастен вот к этому миру распада

Лешье мясо, под спудом гниющих трав

Вам не нужно казаться, бояться ада

Красоваться и сдерживать дикий нрав

Вы - грибы, вы живете в своем пространстве

Вы реликты земли, эволюции путь

И я слышу ваш зов, он с таким окаянством

Что-то хочет сказать, передать, мигнуть

Я услышал... пробраться придется глубже

В подсознание, в тьму, где зловещий скрип

Снова чудом спасен и как будто разбужен

Данте "сумрачный лес", вот же он - архетип.

Любовь к отеческим грибам - в ней обретает сердце пищу

Я обратил внимание, что популярные стендап выступления сделали свое дело. Теперь поэт должен делать подводки и шутить с публикой. Мне было интересно как люди справлялись с этой непростой задачей, уворачивались от крючков остроумного ведущего. Вот так спустя много лет я решил сказать «да» поэтическому вечеру. Некоторые темы, которые поднимались мне показались неуместными. Например про развод, воспитание ребенка в одиночку и "абъюз" - новые темы для поэтического слога. Кто-то вспоминал матерные стихи известных поэтов, словно доказывая, что они такие же как и мы. Мне очень нравится отрывок из письма Пушкина Вяземскому:

«Зачем жалеешь ты от потери записок Байрона? Черт с ними, слава богу, что они потеряны! Он исповедался в своих стихах, невольно увлеченный восторгом поэзии. Оставь любопытство толпе и будь заодно с гением. Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабости могущего. При обнаружении всякой мерзости она в восхищении: "Он мал, как мы! Он мерзок, как мы!" - "Врете, подлецы! Он мерзок, но не так, как вы — иначе!"