Найти тему

Что может быть нарушено у ребёнка?

Для того, чтобы определиться, сколько потребуется дней/недель/месяцев до того как ребёнок придёт к норме, нужно самому себе ответить на вопрос — что с ним не так?

Если говорить просто, то существует пять компонентов развития, которые могут быт нарушены: речь, поведение, грубое нарушение моторики, коммуникация и интеллект. Все они могут быть связаны между собой.

Кто-то приходит только с нарушением речи — тогда коррекционный процесс и его длительность будет одна. Мы с Вами смотрим, что именно в этой речи нарушено?

Какими бывают нарушения речи?

  • Нарушен один звук

Ребёнок приходит летом, перед началом школы, чтобы поставить звук «Р». Но не факт, что хватит и года, потому что состояния могут быть разные. Об этом мало кто знает, потому что думают, это же всего один звук – ерунда.

У меня был ребёнок, с которым я работала три года! Представляете, три года ушло на то, чтобы поставить 11 звуков. Поэтому гарантировать результат за три месяца очень сложно.

  • Нарушение фонетики и фонематическое недоразвитие речи
    Ребёнок не слышит, не различает звуки (артикуляторно, акустически).

Артикуляторно — это значит с помощью моторики. Акустически — с помощью фонематического слуха.

В таких случаях ребёнок неправильно произносит какие-то группы звуков, или же не произносит их вообще. При этом у него всё в порядке с логическим мышлением, связная речь без проблем и нарушений. Он рассказывает истории из жизни, есть сложноподчинённые предложения, не путает ни окончания, ни род. Он говорит как взрослый человек.

  • Общее недоразвитие речи

Мы уже обсуждали, что у речи есть девять компонентов: связная речь, лексика, грамматика, фонематический слух, фонематические процессы, слоговая структура слова, звукопроизношение, просодический компонент и неречевые психические функции.

Если несколько этих компонентов нарушены, мы имеем дело с общим недоразвитием речи. В таких случаях тяжесть нарушения увеличивается. Ведь одно дело поработать только с фонетико-фонематической стороной речи, и совсем другое — работать, в том числе, и с лексикой, и с грамматикой, и связностью, и с просодическими компонентами речи.

Вся длительность коррекционного процесса будет завесить от тяжести нарушения. Сегодня мы разобрали только один компонент — речь.

А если нарушена не только речь, но и коммуникация?

В таких случаях я беру коммуникацию и речь, раскладываю их на компоненты и «чиню».

Чем больше у ребёнка нарушенных составляющих, тем длиннее коррекционный процесс.

Читать предыдущую статью: «Как долго длится процесс коррекции?»

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.