Для того, чтобы определиться, сколько потребуется дней/недель/месяцев до того как ребёнок придёт к норме, нужно самому себе ответить на вопрос — что с ним не так?
Если говорить просто, то существует пять компонентов развития, которые могут быт нарушены: речь, поведение, грубое нарушение моторики, коммуникация и интеллект. Все они могут быть связаны между собой.
Кто-то приходит только с нарушением речи — тогда коррекционный процесс и его длительность будет одна. Мы с Вами смотрим, что именно в этой речи нарушено?
Какими бывают нарушения речи?
- Нарушен один звук
Ребёнок приходит летом, перед началом школы, чтобы поставить звук «Р». Но не факт, что хватит и года, потому что состояния могут быть разные. Об этом мало кто знает, потому что думают, это же всего один звук – ерунда.
У меня был ребёнок, с которым я работала три года! Представляете, три года ушло на то, чтобы поставить 11 звуков. Поэтому гарантировать результат за три месяца очень сложно.
- Нарушение фонетики и фонематическое недоразвитие речи
Ребёнок не слышит, не различает звуки (артикуляторно, акустически).
Артикуляторно — это значит с помощью моторики. Акустически — с помощью фонематического слуха.
В таких случаях ребёнок неправильно произносит какие-то группы звуков, или же не произносит их вообще. При этом у него всё в порядке с логическим мышлением, связная речь без проблем и нарушений. Он рассказывает истории из жизни, есть сложноподчинённые предложения, не путает ни окончания, ни род. Он говорит как взрослый человек.
- Общее недоразвитие речи
Мы уже обсуждали, что у речи есть девять компонентов: связная речь, лексика, грамматика, фонематический слух, фонематические процессы, слоговая структура слова, звукопроизношение, просодический компонент и неречевые психические функции.
Если несколько этих компонентов нарушены, мы имеем дело с общим недоразвитием речи. В таких случаях тяжесть нарушения увеличивается. Ведь одно дело поработать только с фонетико-фонематической стороной речи, и совсем другое — работать, в том числе, и с лексикой, и с грамматикой, и связностью, и с просодическими компонентами речи.
Вся длительность коррекционного процесса будет завесить от тяжести нарушения. Сегодня мы разобрали только один компонент — речь.
А если нарушена не только речь, но и коммуникация?
В таких случаях я беру коммуникацию и речь, раскладываю их на компоненты и «чиню».
Чем больше у ребёнка нарушенных составляющих, тем длиннее коррекционный процесс.
Читать предыдущую статью: «Как долго длится процесс коррекции?»
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.