Марина Басманова, Муза Бродского. Никто ее толком не знает, в ее «осеннем возрасте», никто не видел ее сегодняшних фотографий, хотя близкие люди утверждают, что и сейчас за восемьдесят, узнать Марину можно легко, тонкие, изящные черты лица ее не изменились…
Она любит гулять в парке, посещать музеи и выставки. Живет, по прежнему, по тому же адресу, который знал еще Бродский… В бывшей квартире художника Александра Бенуа, с лепниной на потолке и эркером - эстрадой в гостиной.
Всю свою жизнь Марина Павловна посвятила книжной графике и иллюстрации. Работает в этом жанре искусства и до сей поры, живет заказами на иллюстрации книг…
Ее знают в мире, и как художника с уникальной техникой, и как истинную Музу поэта, молчаливую Музу, не давшую после расставания с ним, и после его смерти в Нью – Йорке, ни одного интервью журналистам.
Басманова не говорит о нем, и о своем романе с ним. Не показывает ни одной совместной фотографии… Это ее право. Полное. Но что же, все- таки, мы знаем о ней?
У нее биография истинной Музы. Родилась в семье художников, Павла и Наталии Басмановых, в Ленинграде, 20 июля 1938 года. Вместе с семьею оставалась в городе в начале блокады Ленинграда и только в 1942 году эвакуирована была вместе с матерью и бабушкой в Алтайский край. В 1945 году семья Марины Павловны вернулась в родной город.
Она с самого детства жила в атмосфере искусства, разговорах и мечтах о нем. Свои первые книги проиллюстрировала вместе с матерью, В начале 1950-х прослушала двухгодичный курс средней художественной школы.
С 1956 по 1960 год училась технике книжного рисунка и графики, композиции и принципам современного искусства у Владимира Стерлигова.
В мастерской В. Стерлигова была устроена и первая выставка Марины: свыше сорока работ, /пейзажи, акварель/ окантованных ею самой Таким образом, Басманову представили Ленинграду, как тонкого, камерного, глубоко лирического художника.
В ее творчестве были отчетливо видны принципы построения геометрического художественного пространства в манере Казимира Малевича, кубистов, импрессионистов. Работы Пикассо и Матисса оказали огромное влияние на графический почерк Марины Басмановой. Критики воспринимали ее искусство художника, как некий «образ, наполненный богатой духовной жизнью и стремительным движением, сила которого потрясает» / В. Стерлигов. /
П Чугунов критик, писал о ее методе работы, манере рисунка: «Мир, представлений Басмановой замыкается образами природы. Природа господствует в иллюстрациях художницы. И детские фигурки, иногда появляющиеся в рисунках, растворяются в природных формах, становятся как бы одним из её элементов, органически сливаясь с деревьями, птицами, цветами в единый образ…
Трогающая зрителя вера в совершенство природы пронизывает всё творчество Басмановой, и является основой для поэтического восприятия её рисунков. Для того, чтобы выразить своё понимание природы, Басманова избрала тональный принцип цветового решения; краски растекаются по листу бумаги, незаметно переходя в из одного в другой цвет, образуя тончайшую гамму». В начале 1960 годов Басманова работает активно в журналах «Костер» и «Мурзилка».
С 1975 года она - член Союза Художников России.
В 1962 – 1963 году Марина Павловна создает ряд ценнейших графических работ – портреты карандашом Анны Ахматовой, которой ее представил Бродский. Ахматова в своих заметках писала «Марина молча рисует меня» …. Поэтессу тоже потрясала сосредоточенность Басмановой и ее красота, которую та - «несла» ….
***
С Иосифом Бродским Марина познакомилась в 1962 году, в один из вечеров на квартире друзей.
Тихая и сосредоточенная, с нежным, бледно - розовым лицом, точеным подбородком, зелеными изумрудными глазами и глубокими, низкими переливами грудного голоса, Марина, подобно истинной ундине, тотчас же очаровала Поэта.
Девушка приковала его внимание еще и тем, что молчала подолгу, не вмешиваясь в споры окружающих, сосредоточенно рисовала и чертила что то в маленьком блокноте или тетради. При разговоре с нею вдруг выяснилось, что она знает стихи У. Блейка, сама придумала тайный шифр для письма, любит смотреть на огонь и подолгу гулять в парке, в лесу, у реки….
Бродский был просто поражен, услышав, узнав в натуре Басмановой полное себе созвучие: ту же – сосредоточенность души, внутреннюю собранность и способность сопереживания и тонкость восприятия мира.
Вместе они представляли собою очень оригинальную, притягательную пару, на которую обращали внимание многие.
Марина одна умела внимательнейшим образом выслушивать нервную речь поэта, спокойно воспринимала его длинные монологи, смягчала его сильный, природный логоневроз, неуверенность, эмоциональную напряженность в спорах с друзьями..
Роман между ними вспыхнул страстный и серьезный, все внимание Бродского, как человека и мужчины, Поэта, и, вообще, художника, было полностью сосредоточено на Басмановой, сконцентрировано на ней. Поэт любовался ею, посвящал ей стихи, сопровождал почти повсюду, знакомил со своими друзьями.
Бродский окружил девушку тщательной, нежнейшей заботой, которая многим из друзей казалась баловством и ненужной опекой. Марину же это нисколько не раздражало, напротив!
Но девушка решительно отвергала многочисленные предложение руки и сердца от Иосифа, став причиной его многочисленных душевных терзаний, сомнений, и даже - попыток самоубийства..
Написано обо всем этом немало, можно только сказать одно: в ссылку в Норинское (село Архангельской области) , к которой был приговорен Бродский, Басманова приехала к любимому почти сразу, прожила с ним рядом несколько месяцев, и уехала по его настоянию, узнав, что беременна.
Сын Андрей родился в ноябре 1967 года. При рождении Марина Павловна дала ребенку свою фамилию, но отчество Иосифович (Осипович)..
Марина Басманова и Иосиф Бродский были вместе до 1972 года., до высылки поэта из СССР. Отношения были неопределенными, в какой-то степени мучительными для поэта. Между ними велась переписка, которая хранится в архиве семьи Басмановых и в архиве Бродского. Но письма эти нигде и никогда ни цитируются.
Чаще цитируется совершенно иное: огромный корпус стихотворений Иосифа Александровича, посвященных Марине, обозначенных инициалами М.Б. Среди них самое знаменитое, уже позднее, уже из – за океана:
М. Б.
….Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером
подышать свежим воздухом, веющим с океана.
Закат догорал в партере китайским веером,
и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно.
Четверть века назад ты питала пристрастье к люля и к финикам,
рисовала тушью в блокноте, немножко пела,
развлекалась со мной; но потом сошлась с инженером-химиком
и, судя по письмам, чудовищно поглупела.
Теперь тебя видят в церквях в провинции и в метрополии
на панихидах по общим друзьям, идущих теперь сплошною
чередой; и я рад, что на свете есть расстоянья более
немыслимые, чем между тобой и мною.
Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем
ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил,
но забыть одну жизнь - человеку нужна как минимум
еще одна жизнь. И я эту долю прожил
Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии,
ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива?
Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.
Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.
1989 год.
После отъезда возлюбленного за границу Марина Павловна совсем замкнулась в своем мире, работала долгое время как искусствовед в ГМЗ «Царское Село», организуя и курируя выставки и экспозиции. Она, кстати, провела и организовала более сорока выставок памяти своего отца, Павла Басманова, на которых были представлены редчайшие его работы и рисунки из архива семьи художника.
По решению Иосифа Александровича Бродского, Марина Басманова не участвует в написании и составлении биографии поэта и книг о нем. Но некоторым из исследователей творчества поэта помогает консультациями. Такое бывает крайне редко. Но надо ли здесь говорить: " увы?" Я считаю, нет.
Бродский, как и все Поэты, оказался во многом пророком, время бессильно перед той, что была когда то музою поэта. Время бесправно перед любовью к ней, что "пребудет всегда без морщин, молода, весела»… И этого – достаточно. Вполне.
Кстати, многие считают, что Мария Социани, супруга Бродского и мать его дочери Анны, как две капли воды похожа на Марию Басманову в молодости....