Вчера я попал в неприятную ситуацию на реке и вышел из неё с лёгкими потерями. Отдышавшись решил, что действовал неверно и в этой статье постараюсь объяснить правильный алгоритм действий для попавших в подобную ситуацию.
Итак, давайте по порядку.
Прогноз показывал слабый ветер, но река видимо прогноз не читала и ветерочек был тот ещё шалун.
Большие, тяжёлые и высокие лодки на ходу ветра вообще практически не чувствуют, но вот при манёврах он может доставить Вам массу неприятных моментов.
Особенно это заметно при швартовке, я на всю жизнь запомнил, как нас крутило по Балаковскому шлюзу (рассказ здесь). Конечно же, тогда я был совсем зелёным капитаном, сейчас бы всё было по другому, но тем не менее проблема остаётся. Да и при постановке на якорь посидеть и расслабиться с удочкой не получится, корму таскает вправо влево – будь здоров. Но нет худа без добра, при ловле спиннингом, такое движение кормы позволяет обловить довольно таки приличную площадь выбранного участка реки. Вот и я, вчера, вовсю наслаждался процессом рыбалки, облавливая участок за участком и постоянно перемещаясь вдоль одного Окского острова.
Каждое перемещение на моей лодке – задача не тривиальная для одного человека, а я обычно всегда рыбачу в одиночку. В моём возрасте найти напарника не так просто, все вечно заняты, дома, дачи, дети жёны не отпускают товарищей разделить со мной хобби. Сейчас я в отпуске и выхожу на реку каждый день и конечно же я уже приноровился вставать на точку по эхолоту. Но каждая постановка на якорь для меня – это такой лёгкий стресс. Хотя казалось бы ерунда - сбросил якорь повернув рукоять на лебёдке, вытравил ещё пару метров цепи и всё, но на деле, особенно в ветер это не так просто как кажется. «Принцессу» всё время сдувает, а корма выписывает чудные кренделя и никак не хочет вставать туда, куда мне нужно.
Поймав пару окуней, я собираюсь передвинуться на сотню метров в верх, завожу машину и бегу на нос поднимать якорь. Я стараюсь всегда работать лебёдкой с включенным двигателем. Делается это для того, что бы генератор давал напряжение в бортовую сеть, хотя возможно это излишняя перестраховка, но ещё присутствует опасение, что катер понесёт слишком сильно или развернёт ветром в не нужную сторону, пока я завожу двигатель. И сейчас под мерный стук дизеля я включаю лебёдку и начинаю поднимать якорь.
Всё вроде бы как обычно, но что то не так, якорь идёт тяжело, катер даже немного клюёт носом. Обычно это происходит только в момент отрыва якоря от грунта, а тут практически постоянно и вдруг лебёдка останавливается.
Первая моя мысль: – сел аккумулятор была отметена, поскольку двигатель работает.
Что же случилось?
Начинаю сбрасывать понемногу цепь и снова подтягивать лебёдкой якорь, вроде бы начал потихонечку поддаваться, вот показался рым, за ним веретено, а там уже и рога. Всё вроде бы нормально, в чём же дело???
И тут я разглядел причину моей беды. На одном роге висит какая то здоровенная фиговина, которая при ближайшем рассмотрении оказывается проржавевшим стальным тросом, диаметром примерно в 2.5 см.
Вот так дела!
Умудрился зацепить дюймовый трос, да ещё так «удачно». Трос висит на одном роге и явно он зацеплен за что то на дне. Оба его конца уходят вниз под углом и его напряжение видно невооружённым взглядом. Никакие манипуляции с подъёмом и сбросом якоря ни к чему не приведут – трос врезался между рогами и похоже там застрял.
Попробовать занырнуть и сдёрнуть его с рога может быть просто опасным, трос дружелюбным явно не выглядит.
Немного подумав решаю попробовать развернуть якорь багром так, что бы сбросить незваного гостя, пробую и так и сяк, в результате телескопический багор разлетается на две половины, я едва успеваю поймать главную из них, ту, которая с крюком, вторая тонет в мутной Окской воде.
Начинаю нервничать, но решение вдруг приходит само собой. Зацепившись багром за трос я начинаю тянуть его вверх. А второй рукой с трудом дотянувшись до клавиши лебёдки начинаю отдавать якорь и со второй попытки он освобождается из стального плена и встаёт на штатное место. И тут я понимаю, какой же я глупец, освободить багор теперь не возможно. Пробую и так и сяк и в конце концов плюнув на всё отдаю реке и вторую часть багра.
Покурив и успокоившись я понимаю, что делал я всё неверно. Нужно было завести под трос верёвочный конец, натянуть его, сбросить и освободить якорь, а потом отдав свободный конец спокойно поднять верёвку на борт. Ну и в конце концов, какой же я блогер, если не сфотографировал процесс!!!
Хорошая мысля приходит, как обычно, опосля!
Итак: – резюме: за одного битого двух не битых дают, но лучше всего учиться на чужом опыте. И я надеюсь, что эта статься поможет Вам, если Вы вдруг окажетесь в подобной ситуации.
Если Ваш якорь тащит из пучины речной или морской что то ужасно большое и тяжёлое и самостоятельно освободиться нет никакой возможности, не волнуйтесь, ничего страшного не произошло.
Накидывайте на незваного гостя верёвочный конец и фиксируйте его в поднятом состоянии. Если Вы здоровый парень можно удержать конец рукой, если физика страдает, просто закрепите конец на утке. Затем сбрасывайте якорь, если не с первого раза, то со второго он освободиться обязательно. Ну а потом остаётся только отдать свободный конец верёвки и всё, мы свободны – можно продолжать путь.
Отреагируйте пожалуйста на статью, если она Вам понравилась, это помогает мне писать для Вас о речных делах.