Найти тему

Что делать, если на якоре висит стальной трос или ещё какая нибудь зараза.

На реке красотища
На реке красотища

Вчера я попал в неприятную ситуацию на реке и вышел из неё с лёгкими потерями. Отдышавшись решил, что действовал неверно и в этой статье постараюсь объяснить правильный алгоритм действий для попавших в подобную ситуацию.

Итак, давайте по порядку.

Прогноз показывал слабый ветер, но река видимо прогноз не читала и ветерочек был тот ещё шалун.

Большие, тяжёлые и высокие лодки на ходу ветра вообще практически не чувствуют, но вот при манёврах он может доставить Вам массу неприятных моментов.

Особенно это заметно при швартовке, я на всю жизнь запомнил, как нас крутило по Балаковскому шлюзу (рассказ здесь). Конечно же, тогда я был совсем зелёным капитаном, сейчас бы всё было по другому, но тем не менее проблема остаётся. Да и при постановке на якорь посидеть и расслабиться с удочкой не получится, корму таскает вправо влево – будь здоров. Но нет худа без добра, при ловле спиннингом, такое движение кормы позволяет обловить довольно таки приличную площадь выбранного участка реки. Вот и я, вчера, вовсю наслаждался процессом рыбалки, облавливая участок за участком и постоянно перемещаясь вдоль одного Окского острова.

Уловами пока похвастаться не могу, всё что ловлю подержу на кукане и отпускаю
Уловами пока похвастаться не могу, всё что ловлю подержу на кукане и отпускаю

Каждое перемещение на моей лодке – задача не тривиальная для одного человека, а я обычно всегда рыбачу в одиночку. В моём возрасте найти напарника не так просто, все вечно заняты, дома, дачи, дети жёны не отпускают товарищей разделить со мной хобби. Сейчас я в отпуске и выхожу на реку каждый день и конечно же я уже приноровился вставать на точку по эхолоту. Но каждая постановка на якорь для меня – это такой лёгкий стресс. Хотя казалось бы ерунда - сбросил якорь повернув рукоять на лебёдке, вытравил ещё пару метров цепи и всё, но на деле, особенно в ветер это не так просто как кажется. «Принцессу» всё время сдувает, а корма выписывает чудные кренделя и никак не хочет вставать туда, куда мне нужно.

Поймав пару окуней, я собираюсь передвинуться на сотню метров в верх, завожу машину и бегу на нос поднимать якорь. Я стараюсь всегда работать лебёдкой с включенным двигателем. Делается это для того, что бы генератор давал напряжение в бортовую сеть, хотя возможно это излишняя перестраховка, но ещё присутствует опасение, что катер понесёт слишком сильно или развернёт ветром в не нужную сторону, пока я завожу двигатель. И сейчас под мерный стук дизеля я включаю лебёдку и начинаю поднимать якорь.

Вот он мой якорный узел
Вот он мой якорный узел

Всё вроде бы как обычно, но что то не так, якорь идёт тяжело, катер даже немного клюёт носом. Обычно это происходит только в момент отрыва якоря от грунта, а тут практически постоянно и вдруг лебёдка останавливается.

Первая моя мысль: – сел аккумулятор была отметена, поскольку двигатель работает.

Что же случилось?

Начинаю сбрасывать понемногу цепь и снова подтягивать лебёдкой якорь, вроде бы начал потихонечку поддаваться, вот показался рым, за ним веретено, а там уже и рога. Всё вроде бы нормально, в чём же дело???

И тут я разглядел причину моей беды. На одном роге висит какая то здоровенная фиговина, которая при ближайшем рассмотрении оказывается проржавевшим стальным тросом, диаметром примерно в 2.5 см.

Вот так дела!

А вокруг народ тягает судаков
А вокруг народ тягает судаков

Умудрился зацепить дюймовый трос, да ещё так «удачно». Трос висит на одном роге и явно он зацеплен за что то на дне. Оба его конца уходят вниз под углом и его напряжение видно невооружённым взглядом. Никакие манипуляции с подъёмом и сбросом якоря ни к чему не приведут – трос врезался между рогами и похоже там застрял.

Попробовать занырнуть и сдёрнуть его с рога может быть просто опасным, трос дружелюбным явно не выглядит.

Немного подумав решаю попробовать развернуть якорь багром так, что бы сбросить незваного гостя, пробую и так и сяк, в результате телескопический багор разлетается на две половины, я едва успеваю поймать главную из них, ту, которая с крюком, вторая тонет в мутной Окской воде.

Начинаю нервничать, но решение вдруг приходит само собой. Зацепившись багром за трос я начинаю тянуть его вверх. А второй рукой с трудом дотянувшись до клавиши лебёдки начинаю отдавать якорь и со второй попытки он освобождается из стального плена и встаёт на штатное место. И тут я понимаю, какой же я глупец, освободить багор теперь не возможно. Пробую и так и сяк и в конце концов плюнув на всё отдаю реке и вторую часть багра.

Вот в такую погоду вечерять просто великолепно, жаль, что не часть получается
Вот в такую погоду вечерять просто великолепно, жаль, что не часть получается

Покурив и успокоившись я понимаю, что делал я всё неверно. Нужно было завести под трос верёвочный конец, натянуть его, сбросить и освободить якорь, а потом отдав свободный конец спокойно поднять верёвку на борт. Ну и в конце концов, какой же я блогер, если не сфотографировал процесс!!!

Хорошая мысля приходит, как обычно, опосля!

Итак: – резюме: за одного битого двух не битых дают, но лучше всего учиться на чужом опыте. И я надеюсь, что эта статься поможет Вам, если Вы вдруг окажетесь в подобной ситуации.

Фото на память и рыбки плывут домой
Фото на память и рыбки плывут домой

Если Ваш якорь тащит из пучины речной или морской что то ужасно большое и тяжёлое и самостоятельно освободиться нет никакой возможности, не волнуйтесь, ничего страшного не произошло.

Накидывайте на незваного гостя верёвочный конец и фиксируйте его в поднятом состоянии. Если Вы здоровый парень можно удержать конец рукой, если физика страдает, просто закрепите конец на утке. Затем сбрасывайте якорь, если не с первого раза, то со второго он освободиться обязательно. Ну а потом остаётся только отдать свободный конец верёвки и всё, мы свободны – можно продолжать путь.

Отреагируйте пожалуйста на статью, если она Вам понравилась, это помогает мне писать для Вас о речных делах.