Найти тему
Black Caviar Games

Обложки игровых носителей данных: эволюция

Оглавление

Как известно, создать качественный продукт мало. Его нужно красиво упаковать и продать. Компьютерные игры - не исключение. Да, сейчас мы, в основном, скачиваем их с помощью Steam или AppStore, но тридцать-двадцать лет назад приходилось покупать старые-добрые физические носители. Об их дизайне - в этой статье.

Карты и картриджи

Осенью 1972 года в домах американцев начала появляться Magnavox Odyssey - первая массовая коммерческая приставка. Теперь играть можно было не только в залах с автоматами. Однако картриджей у новинки не было. Вместо них использовались карты, которые просто замыкали контакты в приставке, меняя схему действий квадратиков на экране. Magnavox Odyssey стала первым и последним устройством, которое использовало подобные носители. Как такового дизайна у карт не было, как и специальных коробок, кейсов или футляров.

Карты для Magnavox Odyssey (1972)
Карты для Magnavox Odyssey (1972)

Первыми настоящими картриджами (платами в пластиковых корпусах с постоянными запоминающими устройствами, на которые записывалась игра) могла похвастаться Fairchild Channel F (1976) - консоль, давшая старт второму поколению домашних систем (1976 - 1984 годы). Для приставки вышло всего 26 игр, а печально известный кризис 1983 года поставил крест на дальнейших “консольных” амбициях Fairchild. Зато картриджи были не только технологически более совершенными, чем карты Magnavox Odyssey, но и имели приятный дизайн. Кстати, разработанный одним человеком - немецко-американским музыкантом и художником Питером Максом.

Картриджи для Fairchild Channel F (1976)
Картриджи для Fairchild Channel F (1976)

Иллюстрации Макса были простыми, яркими и запоминающимися. Они выполнены в стиле поп-арт, который художник использовал и при создании других своих известных произведений. Например, рекламы напитка 7UP или дизайна косметики Kiehl's. В коробочках с картриджами также лежали книжки с инструкциями к играм.

Конечно, звезда второго поколения, легендарная Atari 2600 (1977), тоже использовала картриджи. Они продавались в картонных коробках, а на них сами клеили стикеры. В дизайне обложек прослеживалась интересная тенденция - визуально он был гораздо богаче и сложнее, чем происходившее на экране. Учитывая графические возможности Atari 2600 (да и других платформ того времени), это неудивительно. Простенькие человечки бегали по таким же простеньким уровням, а на обложках были нарисованы могучие герои в доспехах, детализированные космические корабли или яркие мультяшки. Художники словно помогали игрокам включить воображение и “достроить” несложное интерактивное развлечение до целого приключения.

Картриджи для Atari 2600 (1977)
Картриджи для Atari 2600 (1977)

Владельцы консоли могли купить картридж с BASIC Programming (1979) и освоить азы программирования на соответствующем языке. Но как сделать привлекательную обложку для такого продукта? Художник Рик Гайдис, работавший над концепт-артом для NASA, нарисовал двух мужчин, которые явно выглядели как люди из будущего и работали за сложно устроенными консолями. Налицо отсылка к научной фантастике - весьма популярной в то время.

На обложке Air-Sea Battle (1977) Клифф Спон изобразил эпическое сражение, развернувшееся в воздухе, на море и под водой. Проще говоря, он напичкал картинку экшеном для того, чтобы счастливый покупатель еще по дороге домой представлял масштабные битвы. Художнице Сьюзен Джейкел пришлось придумать цепляющую обложку для образовательной игры Basic Math (1977). Она создала яркую красочную иллюстрацию с детьми, бабочками и животными, больше напоминающую о книгах сказок, чем об учебниках.

Итак, до середины девяностых картриджи господствовали в мире носителей. Кризис 1983 года не добил игровую индустрию - на рынок вышло третье поколение домашних систем (1983 - 1987) с восьмибитными процессорами и спрайтовой графикой. Famicom / Nintendo Entertainment System (1983 / 1985) использовала серые картриджи, на которых оставалось небольшое пространство для стикеров:

Картриджи для Famicom / NES (1983 / 1985)
Картриджи для Famicom / NES (1983 / 1985)

Как правило, игры продавались в коробках с книжечками-инструкциями (в отличие от привычных нам оранжевых картриджей для Dendy), поэтому художникам все же было где развернуться. Теперь им не нужно было рисовать обложки своей красотой компенсирующие простоту игровой графики. Традиция “крутых” иллюстраций с мускулистыми экшен-героями не исчезла. Кроме нее, художники работали в “мультяшной” или аниме-стилистике, делали “серьезные” лаконичные обложки (как в случае с The Legend of Zelda) или рисовали иллюстрации, близкие ко скриншотам (Metroid, Mario Bros. и другие).

Оформители картриджей для Atari 7800 (1986) оставались верны стандартам дизайна носителей Atari 2600 - все тоже обрамление (как правило черное или серое) и четыре крупные цифры в верхней части обложки или картриджа. В случае с Sega Master System (1985) дизайнеры пошли другим путем. Обложки боксов для многих игр были минималистичными, а на самих картриджах вообще не было изображений:

Картридж для Sega Master System (1985)
Картридж для Sega Master System (1985)

Четвертое поколение приставок (1987-1991) закрепило тренд на прямоугольные картриджи - “кирпичики”. Революционных дизайнерских решений не прослеживалось, а иллюстраторы следовали трендам восьмидесятых.

Картриджи для SNES (1990) и Game Boy (1989)
Картриджи для SNES (1990) и Game Boy (1989)

Конечно, для “детей девяностых” слово “картридж” ассоциируется с оранжевым пластмассовым корпусом картриджей для Dendy (1992) - аппаратного клона Famicom / NES с маскотом-слоненком. Приставка внесла огромный вклад в создание рынка игр и консолей в СНГ, но сделала потребителям мощную “пиратскую прививку”. Сама будучи нелегальным продуктом, она использовала такие же нелегальные носители. В оформлении оранжевых (как правило) картриджей царила полная флибустьерская вольница. Производители просто копировали обложки оригиналов, клеили картинки по “мотивам” или пестрые коллажи из нескольких изображений для сборников “3 в 1”, “4 в 1” и т.д. О коробках и мануалах можно было не мечтать.

 Картриджи для Dendy (1992)
Картриджи для Dendy (1992)

Что касается пятого поколения (1993 - 1998), то единственной консолью, оставшейся верной картриджам, оказалась Nintendo 64 (1996). Выглядели они приятно и “плотно”, но подвели приставку в очередной “консольной войне”. Компакт-диски, которые использовали Sony PlayStation (1994) и Sega Saturn (1994) были дешевле в производстве и имели большую емкость. В объеме продаж Nintendo 64 уступила PS. Но обогнала провалившуюся Saturn (так что носитель не был главным фактором успеха или провала на рынке). В отличие от NES и SNES, стикеры для картриджей у Nintendo 64 были больше.

Картриджи для Nintendo 64 (1996)
Картриджи для Nintendo 64 (1996)

Картриджи давно перестали быть главным игровым носителем, но используются до сих пор. Например, в Nintendo Switch (2017) они выполняют функцию специальных карт памяти.

Дискеты и аудиокассеты

Да, игры на дискетах (они же флоппи-диски) тоже выпускались и “весили” не более “смешных” по нынешним временам 1,44 мегабайтов. В основном, для MS-DOS и компьютеров Commodore. Среди примеров - “громкие” тайтлы вроде Prince of Persia (1990), Sid Meier’s Civilization (1991) и Wolfenstein 3D (1992). Как и картриджи, дискеты продавались в коробках с книжками-мануалами. Наклейки на них часто оформлялись в лаконичном стиле.

Дискеты с играми (1990-е годы)
Дискеты с играми (1990-е годы)

Еще одним нестандартным носителем были… аудиокассеты! Сейчас в определенных кругах модно издавать на них музыку (особенно жанров dungeon synth, ambient, post punk и т.д.), а когда-то их использовали для записи игр к компьютеру ZX Spectrum (1982). Ждать загрузки приходилось по несколько минут. Зато умещалось на кассету до двадцати игр.

Кассеты с играми для ZX Spectrum (1990-е годы)
Кассеты с играми для ZX Spectrum (1990-е годы)

На Западе кассеты для ПК распространялись в симпатичных стильных кейсах, а российские геймеры обычно сталкивались с простыми черно-белыми обложками. Верхом дизайна были монохромные картинки с “хедлайнером” - самой крутой игрой на кассете. Компенсировалась такая визуальная бедность загрузочными экранами, иногда цветными. На экране они появлялись постепенно, поэтому рассмотреть можно было каждую деталь.

Диски

В середине-конце девяностых пришла эра оптических дисков. Первые компакт-диски существовали уже в восьмидесятых и использовались как музыкальные носители. Для игр они оказались удачным решением. Например, с точки зрения вместительности. 600 мегабайтов - серьезная цифра для того времени.

Диски для Sega Saturn
Диски для Sega Saturn

“Пионерами” формата среди консолей стали Sony PlayStation и Sega Saturn. Персональные компьютеры тоже взяли компакт-диски на вооружение. Уже в 1996 появились первые DVD, а в 2000 - Blu-ray. Они обладали большим объемом, чем CD, но не сулили принципиальных изменений в плане визуального оформления. Разве что компьютерная графика эволюционировала, а в прошлое практически отошел “голливудский” стиль с накаченными варварами и спецназовцами.

Диски для Sony PlayStation (1994)
Диски для Sony PlayStation (1994)

Геймерам с пространств бывшего СССР снова пришлось увидеть все чудеса пиратского дизайна (как и в случае с Dendy). Лицензионные диски для первой PlayStation практически не продавались, а рынок компьютерных игр официальные издатели (“1С”, “Новый диск” и другие) делили с корсарами (“Фаргус”, “7 волк”). Последние делали что хотели: переименовывали игры, а иногда и издавали отдельными релизами моды или наборы карт.

-14

Оформление картриджей, дисков и других носителей данных - огромная и очень интересная тема. В данной статье мы не претендуем на ее полный охват, но надеемся, что сумели рассказать вам что-то новое и, может быть, вдохновить, на собственное маленькое исследование.

Источники:

1. От перфокарт до всемирной паутины: эволюция игровых носителей данных. Ссылка: https://vgtimes.ru/articles/75348-ot-perfokart-do-vsemirnoy-pautiny-evolyuciya-igrovyh-nositeley-dannyh.html

2. Даниил Дышмиц. От рассвета до заката. История консоли Fairchild Channel F, часть 1. Ссылка: https://www.igromania.ru/article/11853/Ot_rassveta_do_zakata._Istoriya_konsoli_Fairchild_Channel_F_chast_1.html

3. Andrew Webster. How Atari box art turned 8-bit games into virtual wonderlands. Ссылка: https://www.theverge.com/2013/9/19/4716444/how-atari-box-art-turned-8-bit-games-into-virtual-wonderlands

4. История приставок Sega Saturn. Ссылка: http://gamespirit.org/reviews/sega-saturn-history/

5. Лучший из лучших. Обложки пиратских игр уносят в детство. «Фаргус», «7 Волк» и другие продавали нам счастье дешевле сотки. Ссылка: https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/betterthansex/2824205.html

6. Лучшие DOS игры: минимализм, блеск и ностальгия. Ссылка: https://notagram.ru/luchshie-dos-igry-minimalizm-blesk-i-nostalgiya/

7. Роман Белых. Взгляд в прошлое: 40 лет ZX Spectrum. Мой опыт использования. Ссылка: https://mobile-review.com/all/articles/misc/vzglyad-v-proshloe-40-let-zx-spectrum-moj-opyt-ispolzovaniya/

#картриджи #дизайн #творчесво #игры #ностальгия