Большое значение для человека имеют различные процессы, обладающие трансляционной симметрией. Человеческое дыхание, сердцебиение, смена дня и ночи, лунные фазы и времена года. Эти симметричные последовательности событий делают нашу жизнь «погруженной во времени», то есть упорядоченной.
Неудивительно, что человек, окруженный симметриями природы и открывающий их в микро- и макромире, склонен создавать симметричные произведения искусства. Музыка — лучший тому пример.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Симметричные звуки
Поскольку музыкальные произведения представляют собой определенные последовательности звуков, а звуки — определенные акустические события, растянутые во времени, наиболее распространенным типом симметрии, присутствующим в музыке, является трансляционная симметрия.
Регулярный музыкальный пульс, деление музыки на равные отрезки (такты) или повторяющийся в произведении ритмический рисунок (изоритм) — это признаки музыкальной симметрии, отражающие в некотором роде закономерные явления, происходящие в нашем организме и в природе.
Постоянная ритмическая или мелодическая модель иногда является отправной точкой всего произведения: это имеет место в пассакальи, вариациях остинато, фигуративных этюдах и прелюдиях.
Масштабы использования симметрии в музыке значительно расширились с появлением музыкального письма. Нотная запись похожа на рисунок, размещенный в системе координат.
Горизонтальная ось — музыкальное время, вертикальная ось — высота тона. Ноты, написанные на нотном стане, напоминают узоры, которые могут подвергаться различным преобразованиям в музыкальном плане, соответствующем музыкальному пространству-времени.
Когда композитор имеет в своем распоряжении исходный мотив в различных вариантах — инверсии, увеличении или уменьшении, — он создаёт мотеты, каноны, фуги — словом, полифоническую музыку.
Сходство и контраст
Большая часть музыкальных произведений построена по принципу сходства и контраста: последующие части произведения либо являются повторением предыдущих, либо в чем-то контрастируют с предыдущими.
С другой стороны, исследователи классической музыки обнаружили, что сбалансированная модель этих произведений обеспечивается структурой, называемой «периодической».
Произведения состоят из эпизодов, как правило, равной длины, т. е. музыкальных предложений, сопоставленных в музыке как вопросы и ответы в диалоге. Музыкальные «вопросы», заканчивающиеся приостановкой мелодии, требуют симметричного «ответа»; музыкальное напряжение, генерируемое в предшествующем периоде, разряжается в последующем.
Золотое сечение, перенесенное из архитектуры
Наконец, золотое сечение было перенесено из архитектуры в музыку. Золотое пропорциональное деление части имеет место, когда соотношение длины более короткой части до более длинной равна соотношению длины более длинной части до целого.
В музыке стало обыденным, что на месте золотого временного членения произведения находится его кульминация. Также гармония, изучение музыкальных аккордов, имеет в своей основе понятие симметрии.
Пифагорейцы обнаружили, что те струны, размеры которых пропорциональны, звучат гармонично. Наиболее последовательно звучащая октава имеет соотношение 1:2, квинты 2:3 и четверти 3:4. Прекрасно звучащая и выразимая в совершенных пропорциях, октава до сих пор является основой для построения аккордов и музыкальных гамм.
Нарушение симметрии
Аристотель в своём сборнике сочинений «Метафизика» писал: «Красота основана на дисциплине, симметрии и ясности». Великая теория красоты, утверждающая, что она состоит из симметрии, господствовала в теории искусства многие сотни лет — до XVII века. И позже, когда появились конкурирующие теории, она оставалась постоянной точкой отсчета.
Значит, именно наличие симметрии делает музыку красивой?
Положительный ответ на этот вопрос требует некоторых оговорок. Несомненно, музыкальные симметрии действуют на нас успокаивающе своим единым ритмом, умело примененные полифонические симметрии свидетельствуют о большом композиторском мастерстве, а произведения с периодической структурой производят впечатление идеально упорядоченных.
Но лишь немногие из симметричных форм звуков приемлемы для нас на слух. Любой композитор, заботящийся о чувствах публики, расценит эту слуховую приемлемость как критерий отделения музыки от симметричного шума.
Кроме того, музыка, в которой не нарушена симметрия, в конечном счете скучна. Как и в других сферах жизни, в музыке на нас сильнее всего влияет не совершенная симметрия, а ее нарушение: мы реагируем на нее удивлением и интересом.
А что вы думаете насчёт симметрии в музыке? Пишите в комментариях!
___________________________________________________________________________________
Смотрите также:
___________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊