История второго варианта скоростного плавающего танка Medium Mark D**, построенного в 1920-м году
Когда Medium Mark D еще был только в голове у подполковника Филипа Джонсона, назначенного руководителем конструкторского бюро, после успешных испытаний тяжелого танка Mark V c движителем его конструкции, начальник штаба Танкового Корпуса полковник Джон Фуллер (John Frederick Charles Fuller), автор "Плана 1919" (Plan 1919) видел главным действующим лицом наступления 1919-го года, которое должно было закончить войну, высокоскоростной танк-эсминец - High Speed Destroyer Tank. Получивший официально название Medium Mark D должен был быть массой не более 20 тонн с запасом хода 200 миль на скорости до 20 миль в час и с возможностью преодоления водных препятствий в качестве амфибии.
Всего было заказано 11 танков Medium Mark D из неброневой стали, четыре у фирмы Фоулер, шесть у Виккерс и 1 у Рустон. Но сразу всё пошло не так. Первая машина, собранная Фоулер сгорела, а две оставшиеся показали, что и с плавучестью и с управляемостью у них проблему. Заказ у Виккерс сократили до 4-х машин, причем две последние должны были быть доделаны сразу в модернизированных вариантах Mark D* и Mark D**. Танк с одной звездой стал шире, тяжелее и более скоростным, но по прежнему не мог использоваться как амфибия из-за низкой плавучести и отвратительной управляемости в особенности на воде. Mark D**, который достраивался на дочернем заводе фирмы Виккерс Variable Speed Gear Co стал ещё крупнее.
Medium Mark D**/Medium Mark D Star Star/Средний танк Марк Д Стар Стар
Страна: Британия
Производитель: Variable Speed Gear Co. Crayford (Vickers)
Год выпуска: 1920
Кол-во выпущенных: 1
Боевая масса: 15 000 кг
Экипаж: 3 чел
Размеры: 9700х2743х2807 мм
Бронирование: 8-10 мм
Вооружение: 3 × 7,7-мм Hotchkiss M1909
Двигатель: Armstrong Siddeley Puma, 6L, 18.832 см3, 265 л.с./Rolls Royce Eagle IX V12, 20320 cm3, 360 л.с.
Скорость по шоссе: 38,4 км/час/49,6 км/ч.
Мореходные качества танков Mark D и Mark D* особенно не нравились Адмиралтейству, которое старалось управлять всем, что может плавать. Длинные и узкие танки должны были иметь плохую курсовую управляемость. Можно было бы возразить, а зачем танку курсовая управляемость? Главное доплыть максимально быстро до противоположного берега и выбраться там на него. Но ведь и плавучесть была не очень, танки погружались вводу почти по верхние ветви гусениц и приличная волна могла отправить всю конструкцию на дно. Танк снова решили и сделать шире, и еще и дополнительно удлинить, для увеличения водоизмещающего объема бронекорпуса. Длину танка довели до 9700 мм, что уже было совсем близко к длине тяжелого танка Mark V*, ширина так же была увеличена на 130 мм. На Medium Mark D** штатное оружие так же как и на все танки этого типа не устанавливалось и оружейные порты были закрыты заглушками, так же не было башенки над местом водителя и тот управлял боевой машиной, выглядывая сверху. Скорее всего это было сделано с целью обеспечения безопасности водителя и по совместительству командира танка, который если бы танк тонул, мог бы быстро выбраться из него.
При доработке Medium Mark D** получил усиленную ходовую часть и форсированный до 300 л.с. вариант авиационного двигателя Puma, который к тому моменту выпускался уже фирмой Armstrong Siddeley. Увеличение мощности двигателя позволила сохранить высокую удельную мощность - 20 л.с. на тонну. В ходе испытаний на танке несколько раз меняли элементы трансмиссии. Поэтому можно только предположить, что со стапелей он сошёл в изначальной конфигурации с 4-х скоростной коробкой Вилсона и планетарными механизмы поворота, а уже потом заменили на классическую коробку передач с экспериментальными сцеплениями Ракмана (Rackham clutch) на выходном валу. Позднее трансмиссии с использованием Rackham clutch достаточно активно применялись на танках конструкции Виккерс, в том числе и на массовом среднем танке Vickers Medium Mark, который попал на вооружение танкового корпуса вместо всех средних Марков от А до Д.
Когда Medium Mark D** попал на испытания, более менее было ясно, что у этого танка, хотя он и был самым быстрым танком в мире вплоть до появления танков Кристи, шансов попасть на вооружение нет, от слова совсем. А вот его компоновка позволяла как раз испытать на нем различные решения, пока другие, более подходящие танки только в проекте. Танк фактически превратили в экспериментальный носитель агрегатов. Установка сцепления Ракмана или чуть позднее в 1921 испытание на нем гидравлической трансмиссии Williams-Janney, которая позднее оказались на танке Vickers Infantry Tank, служила отработкой узлов для будущих танков Виккерс.
Танк плавал относительно неплохо, особая конструкция траков у трансмиссии Джонсона делала весьма эффективной движение по воде просто за счет перемотки гусеничной ленты. Скорость стабильно достигала 5 км/час. Для увеличения скорости и на суше и на воде шестицилиндровый двигатель Пума заменили в 1922-1923-м годах на самый мощный в семействе авиационных моторов Rolls Royce Eagle IX, самый мощный в семействе. С 360-ти сильным мотором скорость танка достигла 49,6 км/ч. Удивительно, что оригинальная ходовая все эти инженерные издевательства выдерживала.
Полноценные испытания танка как амфибии показали, что все-таки Джонсону не удалось создать полноценную машину для преодоления водных препятствий. Как и на суше в воде отлично работал движитель, но даже после увеличения водоизмещения на модели D** плавучесть была очень низкой и морской пехоте не подходила, это уже не говоря от низкой боевой живучести тросовых гусениц и подвески. КБ Джонсона было разогнано. Работы по средним танкам забрали себе военные, создавшие ещё один вариант DM, сам Джонсон попробовал продать колониальным войскам свой уже легкий танк.
Наибольшую пользу от развлечений с танками Джонсона получила фирма Виккерс, которая поняла, что не так страшно производство танка, как его представляют и после Первой мировой сконцентрировало производство британских танков у себя. Так же разжились идеей и американцы, которые срисовали британский танк и довели его как средний до серии у себя, в то же время знаменитые американские десантные бронетранспортеры-амфибии LVT (Landing Vehicle Tracked) явно проектировались с оглядкой на Medium Mark D**.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
https://t.me/technomonuments или Я ВКонтакте: vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
О других средних британских танках периода Первой мировой войны можно почитать здесь:
Быстрые британские танки. Часть 1. Triton Chaser. Prototype "Whippet".
Быстрые британские танки. Часть 2. Triton Chaser. Prototype "Whippet" c казематом
Быстрые британские танки. Часть 3. Medium Mark A “Whippet”. 1917. Серийная "борзая"
Быстрые британские танки. Часть 4. Medium Mark A “Whippet”. В режиме "турбо"
Быстрые британские танки. Часть 5. Medium Mark A “Whippet”. 1917. На юге России с пушкой
Быстрые британские танки. Часть 6. Medium Mark B. 1918. "Ромб" в среднем классе
Быстрые британские танки. Часть 7. Medium Mark С "Hornet". 1918. "Ромб" здорового человека
Быстрые британские танки. Часть 10. Medium Mark D. 1919. Несвоевременный танк
Быстрые британские танки. Часть 11. Medium Mark D*. 1919. Быстроходный танк-амфибия
Танки типа "Ромб"
- Lincoln No.1 Machine. 1915 Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.
- Lincoln No.1 Machine. 1915 Путь к танку. Часть 4. Lincoln No.1 Machine ака Little Willie. 1915. После модернизации, но ещё не танк.
- H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915 Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков
- Mark I. 1916 Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя
- Mark II. 1916-1917 Путь танка. Часть 2. Mark II. "Ромб" не для боя бросили в атаку в Аррасе
- Mark IV. 1917 Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре
- Mark IX "The Pig" Путь танка. Часть 6. Mark IX "The Pig". Полноценный гусеничный БТР
Источники:
David Fletcher. Osprey - New Vanguard 207 - Medium Mark A Whippet.
Семен Федосеев. Все танки Первой мировой. Самая Полная Энциклопедия.
Михаил Коломиец. Танки Гражданской войны
David Fletcher The British Tanks, 1915–1919. Crowood Press. ISBN 1-86126-400-3
John Glanfield. The Devil's Chariots: The Birth and Secret Battles of the First Tanks
David Fletcher British Battle Tanks: World War I to 1939 (General Military) Hardcover – Illustrated, August 23, 2016
https://www.valka.cz/Medium-Mark-D-t73111
https://vk.com/wall4746741_13505?z=photo-49466084_457275965%2Fwall4746741_13505
Статьи Юрия Пошолока:
https://alternathistory.com/yurij-pasholok-skorostnoj-anglijskij-tank-na-derevyannyh-kablukah/
https://topwar.ru/121775-sredniy-tank-medium-tank-mark-d-velikobritaniya.html