Найти тему
Remont1969

Быстрые британские танки. Часть 12. Medium Mark D**. 1920. Водные испытания скоростного танка

История второго варианта скоростного плавающего танка Medium Mark D**, построенного в 1920-м году

Когда Medium Mark D еще был только в голове у подполковника Филипа Джонсона, назначенного руководителем конструкторского бюро, после успешных испытаний тяжелого танка Mark V c движителем его конструкции, начальник штаба Танкового Корпуса полковник Джон Фуллер (John Frederick Charles Fuller), автор "Плана 1919" (Plan 1919) видел главным действующим лицом наступления 1919-го года, которое должно было закончить войну, высокоскоростной танк-эсминец - High Speed Destroyer Tank. Получивший официально название Medium Mark D должен был быть массой не более 20 тонн с запасом хода 200 миль на скорости до 20 миль в час и с возможностью преодоления водных препятствий в качестве амфибии.

Medium Mark D** выбирается на берег
Medium Mark D** выбирается на берег

Всего было заказано 11 танков Medium Mark D из неброневой стали, четыре у фирмы Фоулер, шесть у Виккерс и 1 у Рустон. Но сразу всё пошло не так. Первая машина, собранная Фоулер сгорела, а две оставшиеся показали, что и с плавучестью и с управляемостью у них проблему. Заказ у Виккерс сократили до 4-х машин, причем две последние должны были быть доделаны сразу в модернизированных вариантах Mark D* и Mark D**. Танк с одной звездой стал шире, тяжелее и более скоростным, но по прежнему не мог использоваться как амфибия из-за низкой плавучести и отвратительной управляемости в особенности на воде. Mark D**, который достраивался на дочернем заводе фирмы Виккерс Variable Speed Gear Co стал ещё крупнее.

Medium Mark D**/Medium Mark D Star Star/Средний танк Марк Д Стар Стар

Страна: Британия

Производитель: Variable Speed Gear Co. Crayford (Vickers)

Год выпуска: 1920

Кол-во выпущенных: 1

Боевая масса: 15 000 кг

Экипаж: 3 чел

Размеры: 9700х2743х2807 мм

Бронирование: 8-10 мм

Вооружение: 3 × 7,7-мм Hotchkiss M1909

Двигатель: Armstrong Siddeley Puma, 6L, 18.832 см3, 265 л.с./Rolls Royce Eagle IX V12, 20320 cm3, 360 л.с.

Скорость по шоссе: 38,4 км/час/49,6 км/ч.

Medium Mark D** на плаву, хорошо видна конструкция боевой рубки
Medium Mark D** на плаву, хорошо видна конструкция боевой рубки

Мореходные качества танков Mark D и Mark D* особенно не нравились Адмиралтейству, которое старалось управлять всем, что может плавать. Длинные и узкие танки должны были иметь плохую курсовую управляемость. Можно было бы возразить, а зачем танку курсовая управляемость? Главное доплыть максимально быстро до противоположного берега и выбраться там на него. Но ведь и плавучесть была не очень, танки погружались вводу почти по верхние ветви гусениц и приличная волна могла отправить всю конструкцию на дно. Танк снова решили и сделать шире, и еще и дополнительно удлинить, для увеличения водоизмещающего объема бронекорпуса. Длину танка довели до 9700 мм, что уже было совсем близко к длине тяжелого танка Mark V*, ширина так же была увеличена на 130 мм. На Medium Mark D** штатное оружие так же как и на все танки этого типа не устанавливалось и оружейные порты были закрыты заглушками, так же не было башенки над местом водителя и тот управлял боевой машиной, выглядывая сверху. Скорее всего это было сделано с целью обеспечения безопасности водителя и по совместительству командира танка, который если бы танк тонул, мог бы быстро выбраться из него.

Medium Mark D** поднимают из воды
Medium Mark D** поднимают из воды

При доработке Medium Mark D** получил усиленную ходовую часть и форсированный до 300 л.с. вариант авиационного двигателя Puma, который к тому моменту выпускался уже фирмой Armstrong Siddeley. Увеличение мощности двигателя позволила сохранить высокую удельную мощность - 20 л.с. на тонну. В ходе испытаний на танке несколько раз меняли элементы трансмиссии. Поэтому можно только предположить, что со стапелей он сошёл в изначальной конфигурации с 4-х скоростной коробкой Вилсона и планетарными механизмы поворота, а уже потом заменили на классическую коробку передач с экспериментальными сцеплениями Ракмана (Rackham clutch) на выходном валу. Позднее трансмиссии с использованием Rackham clutch достаточно активно применялись на танках конструкции Виккерс, в том числе и на массовом среднем танке Vickers Medium Mark, который попал на вооружение танкового корпуса вместо всех средних Марков от А до Д.

сцепления Ракмана Патент
сцепления Ракмана Патент

Когда Medium Mark D** попал на испытания, более менее было ясно, что у этого танка, хотя он и был самым быстрым танком в мире вплоть до появления танков Кристи, шансов попасть на вооружение нет, от слова совсем. А вот его компоновка позволяла как раз испытать на нем различные решения, пока другие, более подходящие танки только в проекте. Танк фактически превратили в экспериментальный носитель агрегатов. Установка сцепления Ракмана или чуть позднее в 1921 испытание на нем гидравлической трансмиссии Williams-Janney, которая позднее оказались на танке Vickers Infantry Tank, служила отработкой узлов для будущих танков Виккерс.

Medium Mark D** на плаву с V12 двигателем
Medium Mark D** на плаву с V12 двигателем

Танк плавал относительно неплохо, особая конструкция траков у трансмиссии Джонсона делала весьма эффективной движение по воде просто за счет перемотки гусеничной ленты. Скорость стабильно достигала 5 км/час. Для увеличения скорости и на суше и на воде шестицилиндровый двигатель Пума заменили в 1922-1923-м годах на самый мощный в семействе авиационных моторов Rolls Royce Eagle IX, самый мощный в семействе. С 360-ти сильным мотором скорость танка достигла 49,6 км/ч. Удивительно, что оригинальная ходовая все эти инженерные издевательства выдерживала.

Medium Mark D** на плаву с V12 двигателем - хороша видна выхлопная система с двумя глушителями
Medium Mark D** на плаву с V12 двигателем - хороша видна выхлопная система с двумя глушителями

Полноценные испытания танка как амфибии показали, что все-таки Джонсону не удалось создать полноценную машину для преодоления водных препятствий. Как и на суше в воде отлично работал движитель, но даже после увеличения водоизмещения на модели D** плавучесть была очень низкой и морской пехоте не подходила, это уже не говоря от низкой боевой живучести тросовых гусениц и подвески. КБ Джонсона было разогнано. Работы по средним танкам забрали себе военные, создавшие ещё один вариант DM, сам Джонсон попробовал продать колониальным войскам свой уже легкий танк.

Илья Старцев, Американские чертежи на британский танк Medium Mark D (с размерами под D* и D**) от 1921 года
Илья Старцев, Американские чертежи на британский танк Medium Mark D (с размерами под D* и D**) от 1921 года

Наибольшую пользу от развлечений с танками Джонсона получила фирма Виккерс, которая поняла, что не так страшно производство танка, как его представляют и после Первой мировой сконцентрировало производство британских танков у себя. Так же разжились идеей и американцы, которые срисовали британский танк и довели его как средний до серии у себя, в то же время знаменитые американские десантные бронетранспортеры-амфибии LVT (Landing Vehicle Tracked) явно проектировались с оглядкой на Medium Mark D**.

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
https://t.me/technomonuments или Я ВКонтакте: vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
О других средних британских танках периода Первой мировой войны можно почитать здесь:

Быстрые британские танки. Часть 1. Triton Chaser. Prototype "Whippet".

Быстрые британские танки. Часть 2. Triton Chaser. Prototype "Whippet" c казематом

Быстрые британские танки. Часть 3. Medium Mark A “Whippet”. 1917. Серийная "борзая"

Быстрые британские танки. Часть 4. Medium Mark A “Whippet”. В режиме "турбо"

Быстрые британские танки. Часть 5. Medium Mark A “Whippet”. 1917. На юге России с пушкой

Быстрые британские танки. Часть 6. Medium Mark B. 1918. "Ромб" в среднем классе

Быстрые британские танки. Часть 7. Medium Mark С "Hornet". 1918. "Ромб" здорового человека

Быстрые британские танки. Часть 8. Medium Mark C smoke generating tank. 1925. "Война в Крыму, всё в дыму

Быстрые британские танки. Часть 9. Medium Mark D Mock Up. Макет сверхбыстроходного танка нового поколения

Быстрые британские танки. Часть 10. Medium Mark D. 1919. Несвоевременный танк

Быстрые британские танки. Часть 11. Medium Mark D*. 1919. Быстроходный танк-амфибия

Танки типа "Ромб"

Источники:

David Fletcher. Osprey - New Vanguard 207 - Medium Mark A Whippet.

Семен Федосеев. Все танки Первой мировой. Самая Полная Энциклопедия.

Михаил Коломиец. Танки Гражданской войны

David Fletcher The British Tanks, 1915–1919. Crowood Press. ISBN 1-86126-400-3

John Glanfield. The Devil's Chariots: The Birth and Secret Battles of the First Tanks

David Fletcher British Battle Tanks: World War I to 1939 (General Military) Hardcover – Illustrated, August 23, 2016

https://www.valka.cz/Medium-Mark-D-t73111

https://vk.com/wall4746741_13505?z=photo-49466084_457275965%2Fwall4746741_13505

Статьи Юрия Пошолока:

https://alternathistory.com/yurij-pasholok-skorostnoj-anglijskij-tank-na-derevyannyh-kablukah/

https://topwar.ru/121775-sredniy-tank-medium-tank-mark-d-velikobritaniya.html

https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/skorostnoi-angliiskii-tank-na-dereviannyh-kablukah-60a0d3ef106dc30e54bae2c9