Ромчик, вставай, опоздаешь в школу! — я уже десять минут пыталась разбудить своего сына.
— Еще минутку... — сонно буркнул мой мальчик, опять накрывая голову одеялом.
«Бедный ребенок! Из-за этой учебы не может даже выспаться», — сочувственно подумала я. И кто придумал, чтобы дети ходили в школу к половине девятого? Это слишком рано!» Но, кроме причитаний, я ничем не могла помочь своему десятилетнему сыну. Приходилось мучить малыша, вытаскивать из теплой постели, кормить легким завтраком и отправлять за знаниями.
— Вставай, потому что не успеешь позавтракать! — крикнула из кухни.
С тяжким вздохом Ромка буквально выполз из кровати и в полусонном состоянии потащился в ванную комнату. Бедный детеныш! Он вчера сидел до десяти вечера, решал математику. У него очень строгая учительница, а сегодня как раз городская контрольная.
Честно говоря, я была поражена тем, что Роме задавали столько уроков на дом. Как же учителя нагружают детей! А ведь сын только в пятом классе! Что же будет дальше? Даже взрослый не смог бы справиться с такой нагрузкой, не то что маленький ребенок.
Я тяжело вздохнула и посмотрела на Ромку. Он лениво елозил ложкой по тарелке с хлопьями и молоком.
— Не спи, жуй давай!
— Живот болит, — пробормотал Рома. — Это от переживания. Все будет хорошо, ты же вчера все выучил.
— Эх... У меня еще по английскому языку перевод, стих на память по литературе, — выпалил сын на одном дыхании. — Я учил, но...
— Но что? — не на шутку испугалась я. — Учителя такие... Вечно цепляются, придираются... Ладно, ма, я пошел.
Сын положил бутерброды в ранец и вприпрыжку побежал в школу.
Ромка меня в последнее время страшно беспокоил. До конца третьего класса у него все шло отлично. Не было никаких проблем с чтением, письмом. Сынок прекрасно считал, и вообще, учительница не могла им нахвалиться. Уже в четвертом начались кое-какие проблемы, а в пятом...
— Ваш сын ведет себя неподобающим образом! — услышала я от классной руководительницы на первом же родительском собрании. — Он спорил с учителем рисования, а преподавателю русской литературы заявил, что не будет читать книгу по внеклассному чтению, потому что она скучная и неинтересная! Вы подумайте, Министерство образования одобрило программу, а ему, видите ли, скучно! Убедительно прошу вас поговорить с сыном. Мальчик он неплохой, довольно способный. Но это его личное мнение по любому поводу...
Я вышла из школы совершенно расстроенной. Не знала, что и делать. Проблема в том, что мы с мужем воспитывали нашего Ромку именно так, чтобы он всегда имел собственное мнение и умел его отстаивать. Сын был любознательным ребенком, интересовался самыми разными вещами, начиная с динозавров и самоходов и заканчивая движением планет и счетом любимой футбольной команды. Мы радовались, что нашему мальчику нравится получать знания. А тут — пожалуйста... Оказалось,
Ромке школьные требования не по плечу. Дилемма...
— Я была на школьном собрании, и классная руководительница жаловалась на твое поведение, — так начала нелегкий разговор с Ромкой. — Сыночек, ты не можешь спорить с учителями. Они там для того, чтобы детки их слушались и делали то, что им велят.
— Если будешь ссориться с преподавателями, то будешь получать только плохие оценки, — добавил муж.
— Я не ссорюсь с ними! — заупрямился Ромка. — Просто говорю...
— А что это за спор с учителем рисования? — тут же перебила я его.
— Ничего особенного, — сын пожал плечами. — Он сказал мне нарисовать какой-то скучный горшок. А я ответил, что хочу нарисовать портрет соседа по парте. Ну, он разозлился и поставил мне единицу. А зачем рисовать какой-то горшок, если есть вещи поинтереснее?
«С одной стороны, сын прав, но с другой — школа есть школа», — подумала я.
— Ромочка, ты должен делать именно то, что говорит тебе учитель рисования или любой другой преподаватель. В этом и заключается учеба! — объясняла сыну, а муж мне поддакивал.
— Если так, то больше в эту дурацкую школу я не пойду! — заявил Рома и быстро убежал в свою комнату.
Через час, правда, пришел, извинился и пообещал, что постарается вести себя так, как того требуют учителя. Но с этих пор я жутко беспокоилась за сына.
— Что сегодня было в школе? — спросила я Ромку, когда вечером вернулась с работы. — Как прошла контрольная работа по математике? Удачно?
— Вроде, да, — сын равнодушно пожал плечами. — Мамуль, сейчас мне нужно немного почитать, потому что завтра контрольная работа по древней истории, — добавил он и ушел к себе.
Шло время, а школьные успехи сына оставляли желать лучшего. Несмотря на то что Ромка сидел над книжками целыми днями, домой он приносил сплошные «неуды». Я чувствовала: что-то здесь не так. Ведь наш ребенок был далеко не глупым. Кроме того, стало ясно, что сын все с большей неохотой ходит в школу. До сих пор у Ромы было множество увлечений. Но теперь все отодвинулось, уступило место учебе. Даже матчи любимой футбольной команды перестали радовать сына. Дошло до того, что по утрам Ромку тошнило и он не мог проглотить и кусочка.
Это меня страшно напугало. Я решила, что нужно срочно показать сына врачу.
— Физически ваш ребенок в отличной форме, — сообщила докторша, обследовав Ромку. — Но похоже на то, что у него психологические проблемы. Болезненные симптомы в области желудка могут быть вызваны стрессом. Проблему надо решить как можно скорее...
Развязка произошла быстрее, чем я думала. Через день меня вызвали в школу.
— Почитайте-ка его последнюю контрольную работу по истории, — сказала классная руководительница.
Я открыла тетрадь. Так, и какое же тут задание? Ага... Вопрос: «Почему древние египтяне считали свою реку Нил божеством? Назовите три причины». «Хм, вопрос не такой уж сложный, да и Ромка в этом хорошо соображает. Интересно, чем учительница недовольна?» — подумала я, а потом стала читать ответ своего сына. Мой Ромка представил целую историю о религиозной революции, которую провел противоречивый фараон Эхнатон. Там было много фактов по теме, но именно на вопрос учителя сын ответил всего тремя предложениями. Видимо, преподавателю этого показалось недостаточно. Посмотрела на оценку — «двойка». Что ж, ничего удивительного...
— И так на каждой контрольной? — удивленно спросила я.
— К сожалению, — подтвердила учительница. — У вашего сына своеобразный тип мышления. Он много знает, но не по школьной программе. Поэтому в своих работах Рома демонстрирует неплохие знания, но не отвечает на вопросы, поставленные учителями. Когда ему говоришь об этом, Роман становится агрессивным, хотя уже реже, чем в начале года. Прошу вас поговорить с ним об этом, хорошо?
Я пообещала, но боялась, что это ничего не даст. Очень расстроилась, просто не знала, что делать с этой проблемой. «Мой ребенок не справляется в школе, а я ничем не могу ему помочь. А что будет с его будущим? Сможет ли Ромка перейти в следующий класс? Если даже перейдет, то что будет потом? Ведь сыну еще столько лет предстоит учиться...» — печально размышляла я.
И вот тогда мне в руки случайно попалась статья в газете. В ней писали о домашнем обучении. Одна женщина стала учить двух своих дочерей именно так, и с тех пор у ее девочек нет проблем.
— Слушай, Антон, а может, нам тоже попробовать такую систему с нашим Ромкой? — я подсунула газету мужу. — Это интересно, — сказал любимый, после того как прочитал статью. — Но наверняка это сложно организовать... — Да нет, необходимо только согласие директора школы, — я показала на комментарии и советы, напечатанные после статьи. — При этом родителю нет необходимости иметь педагогическое образование. По-моему, это выход...
Прежде чем решиться на такой шаг, мы посоветовались по этому важному вопросу с нашим ребенком.
— И мне не нужно будет так рано вставать? — спросил Ромка, когда мы рассказали ему об этой идее.
— Нет, — я улыбнулась. — Но учиться необходимо будет ежедневно, чтобы не расслабляться. И раз в полгода сдавать экзамены по всем предметам.
— Вот это супер! — сын страшно обрадовался. — Пожалуйста, сделайте так, чтобы можно было учиться дома! Потому что в школу я больше не хочу...
Школьная директриса была не в восторге, когда мы принесли ей заявление о том, что Рома будет учиться дома.
— Очень плохая идея! Вы изолируете сына от товарищей. А ведь в его возрасте общество ровесников так же важно, как и учеба. Неужели это не понятно?
— Право выбора способа обучения ребенка остается за его родителями. Это гарантировано законодательством, — возразила я. — А что касается сверстников, друзей у Ромки во дворе великое множество. И он со всеми находит общий язык.
У директрисы не оставалось выхода, ей пришлось согласиться на этот проект.
Впереди было полно работы. Пришлось закупить специальные учебники, ознакомиться с требованиями министерства образования. Потом распланировать каждый день для Ромы. Через неделю были готовы приступить к занятиям.
И вот настал день, когда Ромка впервые не пошел в школу. Я разрешила ему спать столько, сколько он хотел. Пусть поймет, что у него теперь началась новая жизнь. Рома встал в десять.
— Привет, мамуля! — довольный сын забежал в кухню. — Я такой голодный. Что сегодня на завтрак?
— Яйца всмятку и свежие гренки, — поставив перед ним тарелку спросила: — А ты знаешь, что птицы эпиорнисы с Мадагаскара откладывали самые большие на свете яйца? Они были такие огромные, что их скорлупу люди использовали вместо посуды. Представляешь, яйцо величиной с футбольный мяч! Вот бы увидеть такое чудо.
— Это можно! — обрадовался Рома. — После завтрака зайду в Интернет, поищу про них информацию и фотографии, и можно будет сделать модель яйца из моего мяча, — сын с удвоенной энергией стал уплетать за обе щеки.
— Хорошо, только не спеши так, — улыбнулась я, довольная, что смогла заинтересовать Ромку учебой. — Жуй тщательней, а то живот будет болеть.
— Нет, не будет, — возразил сын. — В школу я больше не пойду, а он болел именно из-за нее. Так доктор сказал.
— Какой ты у меня умный!
— Ага, весь в тебя, — рассмеялся он. — А что потом случилось с птицами?
...Уже прошел год, как сын учится дома. Экзамены за полугодие он сдал превосходно, а в шестой класс перешел с отличием. Не уверена, были бы у Ромки такие результаты, если бы продолжал учиться в школе. Кроме того, закончились проблемы с его поведением, а об утренних болях в животе сын давно забыл. И друзей, кстати, у него немало. Они даже завидуют Роме...
А месяц назад у нас появился еще один повод для радости — я родила дочку Лизоньку. Вначале мы с мужем переживали, как Рома отреагирует на ее появление. Ведь до этого внимание уделялось только ему одному. А тут — младенец, за которым нужен глаз да глаз. Но сын неожиданно обрадовался.
— Она вырастет и будет учиться со мной дома, — сказал Ромка, когда мы первый раз купали малышку. — Я тоже буду с ней заниматься, ведь мне когда-нибудь понадобится толковая помощница в будущих путешествиях...