Найти тему

Морской хронометр. Wempe+1МЧЗ им. Кирова=6МХ.

Если уж рассказывать о морском хронометре, то начинать рассказ необходимо очень издалека. Иначе как понять смысл существования этого прибора времени в век, когда на циферблате наручных часов можно увидеть не только время, но и фильмы, и координаты местоположения?! Совсем углубляться в историю и в детали создания хронометра мы не будем. Потому что это статья - о морском хронометре 6МХ, приборе точного времени, который на текущий момент изготавливается единственным в стране заводом "Полёт-Хронос" в мануфактурном цехе мелких серий "6МХ". Тем не менее, некоторые моменты необходимо осветить.

Итак, начнём с Петра I, который в 1688 году начал создавать российский флот. "Морским судам быть!",- помните? Эта фраза, сказанная в 1696 году, стала датой основания российского флота.

Если есть флот, значит есть необходимость осуществлять навигацию в открытом море. А для навигации необходимо определять долготу - электронных гаджетов тогда не было. Определение координат судна в открытом море - было острой проблемой для моряков всего мира*.

* Будет правильным сообщить здесь, что в открытом море самыми важными инструментами для определения градусов географической широты и долготы являются компас, секстан, Солнце, звёзды и источник точного времени - часы. Плюс - теоретический и практический курсы астронавигации, во время которого новоиспечённого мореплавателя обучают ориентироваться в открытом море, определяя координаты местоположения судна "дедовскими" методами и приборами. И чем точнее часы измеряют время, тем точнее определение координат. Даже в настоящее время, при наличии электронных средств определения координат, комплект для астронавигации на каждом гражданском судне и военном корабле является обязательным оборудованием, без которого корабли в море ходят только вдоль берега.

В 1714 году британский парламент пообещал общественную награду тому, кто сможет определить долготу на море. И уже в 1735 году Джон Гаррисон испытал первые часы, а в 1759 году он же сконструировал часы "Н 4", которые положили начало эры морских хронометров.

Что же было в России с хронометрами? Государь-император Пётр I инициировал создание "Академии наук и курьёзных художеств" - это было в 1724 году. Тем самым была заложена основа российской хронометрии и появилась возможность появления часовых мастеров, изготавливающих хронометры. У истоков создания приборов точного времени в России стоял Иоганн Георг Лейтман, который был профессором механики и оптики Императорской академии наук в Санкт-Петербурге и сконструировал множество научных приборов и часов. Далее над проблемами навигации работал Михаил Васильевич Ломоносов, который предложил оригинальную конструкцию морского хронометра, приводимого в действие четырьмя пружинами, - это была попытка уменьшения погрешности хода часов. Ломоносов дал очень много идей, полезных для развития часового дела в стране.

Морской хронометр Жана Фази.
Морской хронометр Жана Фази.

При дворе Екатерины II с 1760 по 1795 год служил швейцарец Жан Фази, который в 1769 году изготовил первый хронометр для стационарной эксплуатации. Часы приводились в действие механизмом с гирями - это не позволяло использовать часы в море.

Далее больше никакой интересной истории в отечественной хронометрии выделить нельзя вплоть до открытия Николаем I в 1839 году обсерватории его имени в Пулково, недалеко от Санкт-Петербурга, и принятия Пулковского меридиана за нулевой меридиан для Российской империи. Пулковский меридиан стал точкой отсчёта географической долготы для всех карт в России*.

* Некоторые государства имели свои точки отсчёта для определения географической долготы до 1884 года, когда на "Международной меридианной конференции в Вашингтоне договорились, что нулевой меридиан будет проходить через обсерваторию в Гринвиче.

Первым директором Николаевской обсерватории стал Вильгельм фон Струве, который занялся развитием теории и практики определения географических долгот и широт. Для этого был нужен очень точный хронометр. В то время в Санкт-Петербурге только начала формироваться группа часовщиков, работавших над созданием хронометров.

Фридрих Гаут, Бернгард и Виктор Пиль, Иван Вирен, Август и Александр Эриксоны - это имена ведущих хронометристов в Пулковской обсерватории. И всё же, все эти часовые мастера приобретали механизмы, корпуса и циферблаты в основном в Англии - у Кульберга, Дента и Престона. (Тут стоит немного отвлечься от темы и "потыкать палочкой" тех, кто ругает в настоящий момент отечественных часовщиков, которые придумывают модели часов, но при этом используют механизмы ведущих часовых фабрик мира, специализирующихся на производстве механизмов. Когда вы увидите хронометр Фридриха Ф. Гаута или карманные часы Виктора Пиля или Эриксонов, то прежде чем ронять ахи и охи в отношении крутизны, типа: "могли же тогда, не то что сейчас!", подумайте: не сделаны ли эти часы из комплектации "Ulisse Nardin" или "Patek Philippe").

Книга Йоханнеса Альтмеппена "Из истории измерения времени в России. Суда и часы".
Книга Йоханнеса Альтмеппена "Из истории измерения времени в России. Суда и часы".

Подробнее о деятельности российских хронометристов можно узнать в книге Йоханнеса Альтмеппена, немецкого коллекционера и исследователя, который потратил несколько десятков лет на изучение истории российских и советских часов. А на некоторые хронометры XIX - ХХ веков можно взглянуть в Политехническом музее в Москве. Мы же двигаемся дальше во времени, в век ХХ.

В 1917 году деятельность Пулковской обсерватории закончилась. Специалисты по изготовлению хронометров уехали из страны после Великой октябрьской революции. Россия была изолирована, (что такое мировая изоляция мы в XXI веке уже примерно можем ощутить на себе), а хронометры стране были нужны. Значит, предстояло выстроить торговые отношения с теми, у кого хронометры можно было купить. Так, в 1921 году Россия заключила с Англией, (британцы были "впереди планеты всей" в деле производства и продажи хронометров), торговое соглашение и купила несколько... десятков (всего лишь!) хронометров. Видать, очень "тепло" относились к нам в те годы наши торговые партнёры...

Но для судоходства и военно-морского ведомства точные приборы времени были необходимы. И молодая Российская Советская республика договаривается с Германией, (которая в те годы тоже была изолирована после Первой мировой войны), о экономическом сотрудничестве. В 1922 году РСФСР начинает покупать у немецкой компании "A.Lange&Sohne" морские хронометры, но и тут как-то не особо "срасталось" сотрудничество - немцы постоянно тянули с поставками, долго о чём-то переговаривались и поставки были штучные...

Морской хронометр "A.Lange&Sohne"
Морской хронометр "A.Lange&Sohne"

Итак, если в царскую эпоху пулковские хронометристы давали стране приборы точного времени, закупая механизмы для них в основном у одного из самых известных и успешных производителей хронометров в Великобритании Виктора Кульберга, то в 40-е годы ХХ века основным поставщиком хронометров в нашу страну была компания "Ulisse Nardin". Документально известно, что в 1941 году в Советский Союз было поставлено 400 хронометров от "Ulisse Nardin", но нет точных сведений - уже собранных часов или в виде комплектаций. Правда, это были ещё совсем "не те" хронометры - их техническое устройство не было идеальным настолько, насколько требовало время и прогресс. Ранее, швейцарская компания "Ulisse Nardin" продала в Советский Союз лицензию на изготовление высокоточных палубных часов, выпуск которых был налажен в Стране Советов в 1940 году. (Подробнее об истории палубных часов "6МХ" можно прочитать ЗДЕСЬ).

Механизм палубных часов "Ulisse Nardin", взятый за основу при производстве в России.
Механизм палубных часов "Ulisse Nardin", взятый за основу при производстве в России.

Палубные часы для нужд флота в СССР уже выпускались и модернизировались, а отечественному хронометру ещё предстояло появиться. Но, прежде чем рассказать, как появился морской хронометр 6МХ, надо рассказать историю хронометра, разработанного Гербертом Вемпе. Далее будет понятно - почему.

Вплоть до 30-х годов прошлого века на европейском рынке самыми популярными были хронометры, произведённые британцами. Английские хронометры были хороши, но имели минус, (равно как и механизмы хронометров "Ulisse Nardin") - традиционный спусковой регулятор хронометра был неприемлем при эксплуатации на кораблях и самолётах. Нужно было модернизировать механизм, чтобы он был устойчив к тряске. Во время войны, в 1940 году, немецкое правительство поставила задачу часовщикам на базе немецкого хронометра разработать новый механизм с учётом потребностей авиации и флота. Такой хронометр разработали компании "A.Lange&Sohne" и "Wempe". Это был анкерный хронометр. Но очень скоро были изменены требования, и Гербертом Вемпе был разработан новый тип хронометра - пружинный, более стойкий к вибрациям. Первые чертежи хронометра, у которого имеется привод с цепью и "улиткой" (фузеей) с пружинным ходом датируются февралём 1941 года.

Чертёж унифицированного хронометра немецкой компании Wempe
Чертёж унифицированного хронометра немецкой компании Wempe
Унифицированный хронометр Wempe, изготовленный в 1941-1942 г.
Унифицированный хронометр Wempe, изготовленный в 1941-1942 г.

Во время войны компания Герхарда Д. Вемпе изготовила более 2000 механизмов унифицированного хронометра. Но в 1942 году, во время бомбардировок Гамбурга Королевскими ВВС Великобритании и ВВС США (операция "Гоморра"), сгорели многие документы на заводе Wempe. С 1943 года унифицированные механизмы для хронометров начала выпускать компания "A.Lange&Sohne".

Летом 1946 года Советский Союз в счёт репараций получил от Германии 297 унифицированных морских хронометра фирмы "A.Lange&Sohne", 600 заготовок часовых механизмов унифицированного хронометра из запасов Германской морской обсерватории (преимущественно фирмы "Wempe" - по совокупности данных), и некоторые чертежи Герхарда Вемпе. Эти 600 заготовок попали в НИИ Часпром и на "Государственный Союзный 1 Московский часовой завод им. Кирова", где была осуществлена финишная доводка и регулировка готовых хронометров.

Существует интересный исторический факт, приведённый в книге Йоханнеса Альтмеппена, найденный им в архивах. Речь идёт об обеспечении рабочей силой на заводе Wempe. Приведём авторский текст в переводе полностью:

"Общая потребность в работниках составила 5 немецких специалистов и 5 французских часовщиков в силу того, что постоянно осуществляющееся выбытие рабочей силы в результате призыва в армию не восполняется. Назначение специалистов по точной механике практически исключено. Этот вопрос был решён за счёт использования русских военнопленных. Из 35 русских - 25 плодотворно работают, 7 проходят обучение.

Русский склад механизмов для хронометров признан образцовым. Русские получили своеобразное самоуправление благодаря назначению 2 мастеров. Их, в отличие от других, поощряют особым пайком".

То есть, к созданию и производству первых хронометров в Германии причастны русские военнопленные!

Приводим документ, который был рассекречен, касающийся временного укрытия хронометров во время бомбардировок в Гамбурге в 1943 году, где видно расположение "русского лагеря" (5) у Wempe.

"Русский лагерь" (5) у Wempe. Документ от 1943 года.
"Русский лагерь" (5) у Wempe. Документ от 1943 года.

Известно, что некоторые бывшие военнопленные, которые ранее работали на Wempe" над выпуском трёхопорных механизмов, были привлечены к работе по созданию советского хронометра в послевоенное время.

С 1947 года начата работа над конструкторской документацией по созданию морского хронометра, который бы полностью удовлетворял потребностям Главного Управления навигации и океанологии Министерства обороны РФ, и был бы изготовлен полностью из советских деталей. Разработчиком выступил "Государственный Союзный 1 Московский часовой завод им. Кирова", работы велись совместно с НИИ Часпром.

Циферблат советского хронометра первых годов выпуска.
Циферблат советского хронометра первых годов выпуска.

Одной из самых сложных задач, которую решили советские специалисты, было проектирование и изготовление собственного баланса. (Если "сердце" часов заменили - значит, уже и национальность прибора другая)! Был разработан свой стиль написания циферблата, отличный от немецкого. (Шрифт был разработан в стенах завода - он уникален, и используется в настоящее время не только при изготовлении морских хронометров, но и в одной из моделей наручных часов 6МХ). Были изменены мосты баланса и барабана, корпус хронометра был изготовлен из латуни, а не из синтетического каучука, как у Wempe. Путь от унифицированного хронометра Wempe к часам 6МХ - это путь большого количества изменений, направленных на долговечность прибора, удобство эксплуатации и обслуживания, а заодно и на внешний лоск. Денег в то время на разработку не жалели. В итоге, с 1952 года выпускались морские хронометры с деталями, полностью изготовленными в Советском Союзе, в стенах завода имени Кирова. Это были хронометры отменного качества! Работы над усовершенствованием прибора велись, по некоторым данным, до 1959 года. В настоящий момент морской хронометр выпускается без принципиальных изменений уже более 60 лет. Так из разработки немецкого часовщика Герхарда Вемпе и первых готовых хронометров завода Wempe, наряду с интеллектуальными усилиями отечественных часовщиков, родился первый советский хронометр 6МХ.

Сборка морских хронометров в цехе мелких серий. 1966 год.
Сборка морских хронометров в цехе мелких серий. 1966 год.

Кто дочитал до этого момента - тот молодец, или тому это зачем-то надо. Спасибо! Движемся дальше.

Из рекламы 1950-х годов.
Из рекламы 1950-х годов.

Частый вопрос в отношении аббревиатуры "6МХ" не имеет достоверного ответа. Имеются лишь предположения. Наиболее логично полагать, что М и Х - это Морской Хронометр. Что касается цифры 6 в названии, то возможное объяснение этому следующее. Унифицированный немецкий хронометр Wempe имел производственное обозначение "Type 05". Вполне логично, что такой же номер не оставили бы - ведь немецкий механизм был существенно переработан. Поэтому, возможно, цифра 6 - это следующий тип механизма за Wempe. Тем не менее, под техническим названием "Морской хронометр 6МХ" этот прибор времени производится с прошлого века на нашем заводе.

Документально известно о существовании других разработок хронометров для нужд СССР. Так, например, существовал, (правда, в виде нескольких прототипов), морской хронометр "9МХ" - транзисторный хронометр с бесконтактным электро-магнитным приводом баланса. Фотографии позаимствованы на сайте коллекционера советских часов Марка Гордона:

Любопытная модель хронометра "2МЗХ" имела завод на 8 суток:

Вот ещё один единственный прототип кварцевого хронометра "АКУ 2 817 000", который так и не был запущен в серийное производство:

Прототип кварцевого хронометра "АКУ 2 817 000"
Прототип кварцевого хронометра "АКУ 2 817 000"

Выпускался так же "двойной хронометр":

Двойной хронометр.
Двойной хронометр.

На приведённой выше фотографии можно увидеть двойной хронометр, изготовленный на часовом заводе имени Кирова с двумя 24-часовыми циферблатами. Один из хронометров отрегулирован по сидерическому* времени, а второй - по солнечному, по московскому )).

* Если привычный для нас "солнечный" день длится 24 часа, то сидерический день длится 23 часа 56 минут и 4 с небольшим секунды, если соизмерять его с "солнечным" днём. "Солнечное" время основывается на кажущемся вращении Солнца вокруг Земли, а сидерическое время основывается на кажущемся вращении звёздного неба вокруг Земли. Поскольку Земля за год делает один оборот вокруг Солнца, сидерический год примерно на сутки короче года солнечного. Таким образом, сидерические часы спешат примерно на 3 минуты 56 секунд в сутки относительно часов "солнечных".

Все эти модификации морского хронометра "не прижились" - какие-то из-за ненадобности, какие-то - из-за высокой стоимости. К концу ХХ века выпускался только традиционный морской хронометр 6МХ и его "контактный" аналог. Контактный хронометр, как правило, эксплуатировался на кораблях, где в помещении штурмана не было достаточно места для размещения довольно крупного, требующего собственного штатного места, морского хронометра. В этом случае, хронометр размещался в дополнительном помещении, а специальное устройство позволяло принимать импульс от механического устройства и передавать его на монитор штурмана. Постепенно контактный хронометр использоваться перестал. Заказчики при формировании заявки на изготовление прибора времени, всё ещё присылали запрос на контактный хронометр (по инерции, полагаем), но уже не определяли периодичность выхода сигнала с морского хронометра, (не сообщали: какой им нужен контактный хронометр - «минутный» или «секундный») и не могли назвать оборудование, контактирующее с морским хронометром. Так, в 2020 году морской хронометр контактный был снят с производства.

В разные годы морские хронометры и механизмы морского хронометра выпускались в цехе мелких серий завода в количестве от 100 штук в год до 100-200 штук в месяц! В XXI веке мы изготавливаем и собираем до 100 штук хронометров в год и до 50 штук палубных часов в год - по мере запроса судостроителей и судовладельцев.

С момента запуска серийного производства морские хронометры и палубные часы на циферблате носили название "1 МЧЗ им. Кирова", с 60-х годов имя поменялось на "Полёт". А в 2016 году предприятие, выросшее из цеха мелких серий и унаследовавшее производство Первого Московского часового завода, зарегистрировало товарный знак по техническому названию морского хронометра - "6МХ". С тех пор циферблаты морского хронометра украшает ромб, (что отсылает к первым маркировкам механизмов часов), со вписанной в него аббревиатурой 6МХ и цифрами 1947 - годом начала работ над документаций первого отечественного хронометра.

Циферблаты морского хронометра, используемые в разные периоды времени.
Циферблаты морского хронометра, используемые в разные периоды времени.
Морской хронометр 6МХ "Полёт".
Морской хронометр 6МХ "Полёт".

До 2016 года у морского хронометра менялось только имя на циферблате. А в 2016 году, сразу после регистрации товарного знака 6МХ, был изготовлен морской хронометр с римской оцифровкой - впервые в истории отечественной хронометрии. Этот хронометр благополучно прослужил на штурманском столе барка "Крузенштерн" целый навигационный год и занял своё место в экспозиции Музея Мирового Океана в Калининграде.

Первый морской хронометр 6МХ с римской оцифровкой
Первый морской хронометр 6МХ с римской оцифровкой

В этом же, 2016 году, был впервые изготовлен морской хронометр с оформлением "Престижный". Этот морской хронометр имел футляр из полированного дерева ценных пород, а также покрытые позолотой все металлические части внешнего оформления: корпус, карданный подвес, петли и замки, фурнитуру для отделки футляра и даже заводной ключ.

С изготовлением "коллекционного" экземпляра морского хронометра, в морские приборы точного времени на заводе "вдохнули новую жизнь". Теперь это были не только точнейшие часы, но и предметы часового искусства, достойные музейных и частных коллекций.

Производителю безусловно льстит наличие хронометров в музеях мира. Но от того, что морской хронометр исправно несёт свою вахту на всех военных кораблях и на всех гражданских судах нашей страны - от этого распирает гордость! Ведь, какое бы самое современное оборудование не использовалось во время морских и океанических путешествий, морской хронометр остаётся неотъемлемой частью навигационного оборудования при каждом выходе в море или океан.

А гордиться есть чем! Сегодня только два завода в мире, Wempe и мануфактурный цех мелких серий 6МХ на заводе "Полёт-Хронос", изготавливают серийно эти сложнейшие морские приборы точного времени. "Сложнейшие", потому что морской хронометр 6МХ - это более 1500 изготовленных вручную с высочайшей точностью деталей, больше 18 месяцев полного производственного цикла, и 60 дней сборки, настройки и испытаний! (В соцсетях мануфактуры Вконтакте и Телеграм можно регулярно наблюдать за процессами изготовления той или иной детали. А некоторым даже везёт попасть на завод с экскурсией и увидеть воочию труд отечественных часовщиков). Результат труда часовщиков - морской хронометр 6МХ, прибор точного времени, необходимый мореплавателям, на заре своего рождения имеющий стоимость по цене корабля. Точность хода морского хронометра по паспорту составляет +/- 3,5 секунды в сутки. В реальности, почти каждый прибор отправляется на службу времени с погрешностью, не выходящей за пределы 0,5 секунд в сутки!!!

А если кто-то и до этого места дочитал, то тот совсем молодец и точно может рассчитывать на скидку при покупке наручных часов "6МХ". Для этого пришлите ссылку на эту статью при заказе часов на сайте 6МХ.РФ и порадуйтесь возможностью сэкономить.

Осталось немного того, что хочется добавить в завершение статьи. Во-первых, можете посмотреть комикс, созданный специально для завода по мотивам одной не выдуманной истории, рассказывающий о важности морского прибора времени. (Портретные сходства с реальными людьми - исключительно от большой любви автора рисунков).

Во-вторых, нелишним будет добавить сюда видео, снятое не так давно. Видео записано с целью минимизировать ущерб, причиняемый морскому прибору точного времени при распаковке и начале эксплуатации. А также важные сведения, необходимые для владельца хронометра: что делать нельзя и что делать нужно при эксплуатации и транспортировке.

Последние несколько лет сталкиваемся с тем, что купив морской хронометр 6МХ, Покупатель нередко не знает, с чего начать. А инструкцию прочитать не хватает сил (времени/задора/ума - нужное выбрать). И, как результат, хронометр, едва попав на борт военного корабля или гражданского судна, возвращается к нам с претензией -"заводской брак". При осмотре "заводского брака" чаще всего обнаруживается:
1. сломанная ось ходового колеса
2. сломанная ось баланса
3. "улетевшая" цепь Гааля
- все эти поломки не случаются сами - по себе. И, конечно же, со сломанными осями или со слетевшей цепью приборы мы не отгружаем.
А ещё, бывает, Покупатель звонит на завод и сообщает: мы часы завели, а они не ходят. Оказывается, что перед заводом не вытащили фиксаторы из под обода баланса, которые устанавливаются для транспортировки.

Мы записали видео-инструкцию по началу работ с хронометром. Впрочем, это не отменяет обязательства по изучении инструкции на часы. Вот эта инструкция:

Ну, и наконец, в-третьих, (а на самом деле - это и есть во-первых!), хочется высказать огромные слова благодарности другу нашего завода, коллекционеру из Германии, подарившему всю свою коллекцию часов "Музею часов" в Ангарске, автору нескольких книг о советских часах и о морском хронометре в частности, просто хорошему человеку Йоханнесу Альтмеппену. Именно его труды помогли нам, сотрудникам завода "Полёт-Хронос", цеха мелких серий 6МХ, стереть белые пятна нашей истории, истории возникновения морского хронометра 6МХ, одних из самых точных часов в мире. К трудам Йоханнеса я без конца обращался при написании этой статьи. За всё ему очень благодарен!

Йоханнес Альтмеппен, коллекционер, друг завода "Полёт-Хронос".
Йоханнес Альтмеппен, коллекционер, друг завода "Полёт-Хронос".

Ссылка на телеграм-канал часовой мануфактуры 6МХ ЗДЕСЬ.