Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Белорусский дебют Т-34-85. Вспомнили первый бой модернизации легендарного танка

Оглавление

На территории Осинторфского сельсовета Дубровенского района Витебщины — 12 памятников истории, посвященных Великой Отечественной войне, однако постамента с «тридцатьчетверкой» нет. А ей тут — самое место, ведь именно в районе современной деревни Шабаны (во времена войны — Шибаны) отмечен факт первого массового применения среднего танка Т-34 модификации «85» образца 1944 года. Причем этот бой Минской операции (часть «Багратиона») воинов 11 гв.А 3-го Белорусского фронта стал не просто рядовым боестолкновением с участием новой модели. Он раз и навсегда расставил точки над «i» в вопросе: «Что такое Т-34-85 и как его нужно применять?».

Давно отгремели бои, но фонды Центрального архива министерства обороны (ЦАМО) России и воспоминания очевидцев навечно запечатлели детали того события. Припомним их, ведь они происходили как раз в эти летние числа 78-летней давности.

-2

Техника, которую ждали в частях

Начиная с конца 1942 года на вооружение немецких и отчасти итальянских, венгерских, финских частей стали поступать танки и САУ германского производства с длинноствольными пушками 75-мм и 88-мм, усиленной броней. Преобладание нашей средней боевой машины Т-34-76, тяжелых КВ-1 и КВ-2 постепенно стало сходить на нет. Нужен был не локальный ответ, а повышение общего качественного уровня станового хребта бронетанковых и механизированных войск (БТ и МВ) Красной Армии. Речь – о появлении нового массового основного среднего танка, который заменит Т-34-76.

Советская оборонка совершила очередной производственный подвиг: в апреле 1943-го работы были начаты – и через год новая машина массово пошла на фронты. «…первыми их получили соединения 2-го (готовящегося действовать в Беларуси. — Авт.), 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов», пишет в своей книге «Средний танк Т-34-85. Бронеколлекция» Михаил Барятинский. Такие танки там ждали с нетерпением. Вот как вспоминал те дни командующий 1-й ТА генерал-полковник Михаил Катуков: «Получила армия… новые тридцатьчетверки, вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Сам факт появления тридцатьчетверок с более мощным вооружением окрылял нас и вдохновлял на новые боевые дела». Энтузиазм танкистов 1-го Украинского разделяли их товарищи с 3-го Белорусского, свидетельствовал в своих мемуарах «В боях за освобождение Белоруссии» командир 2 гв. Тацинского тк, тогда еще генерал-лейтенант Алексей Бурдейный: «Подразделения получили на вооружение средний танк Т-34-85 с пушкой высокой бронепробиваемости. На 1000 м ее бронебойный снаряд пробивал броню толщиной свыше 100 мм, а подкалиберный – свыше 140 мм». Именно его соединение, приданное 11 гв.А, первым применит долгожданную новинку в бою. Бойцы этого же соединения на Т-34-85 первыми же и ворвутся в Минск июльскими днями 1944-го… Эх, как было бы показательно, если бы первый же бой «восьмидесятпятки» закончился… аж освобождением столицы БССР! Но история должна быть правдива: путь в бессмертие Т-34-85 проторил прежде всего другой, малоизвестный бой на Витебщине.

-3

В самоволку… на врага!

В целом к началу операции «Багратион» войска, готовящиеся действовать в Беларуси, имели около 810 Т-34-85, распределенных в основном по элитным соединениям. Обновленный 2 гв. Тацинский тк имел 210 новых единиц. И готовился ударить всей своей мощью во фланг оршанской группировки противника. «К 8.00 26.6.44 г. 2 Гв.ТТК вышел на рубеж ввода в прорыв: ШЕМТЕРЕВО, ЗАПРУДЬЕ, МЕЖЕВО и в 9.00 вошел в соприкосновение с противником на участке ДОРЖЕНИЦЫ, ЖЕЛЕЕВО», рассказывают нам Материалы по действиям подвижных войск в Белорусской операции июня-августа 1944 года ЦАМО России. Но исторический момент первого применения Т-34-85 к этому времени уже случился 23 июня, причем совершенно незапланированно. Как это случилось?

Предпосылка к этому неожиданному бою проистекала из нарочитой предусмотрительности самого комкора. Перед идущей маршем основной колонной соединения, словно растопыренные в сторону руки, действовали «глаза» – передовые отряды головной бригады. «Богатый боевой опыт заставлял А.С. Бурдейного принимать меры, чтобы не вступать в бой вслепую», поясняет причину большой роли разведки в своей книге «Операция «Багратион». «Сталинский блицкриг» в Белоруссии» Алексей Исаев. «Несмотря на приказ – не ввязываться в бой до начала движения корпуса, – передовой отряд 4-й гв. танковой бригады… все же втянулся…», продолжает автор. Если можно так выразиться – «за компанию»: перед авангардом корпуса шла пехота 84 сд, поддержанная 35 гв. тп на ИС-1 и 345 тсап на СУ-152. Точнее, наши были обстреляны врагом и ввязались в перестрелку: «…подверглась воздействию огня танков, самоходной арт. пр-ка… вели совместно с 35 ТТП и 435 САП (тут ошибка — нужно читать 345. — Авт.) огневой бой на сев-вост. скатах безымянной высоты 500 м. сев-зап. Заволны». Судя по карте издания 1940 года, которая лежит перед нами, враг укрепился, обороняя перекресток дорог Шибаны — Ласырщики — Заволны и большак Осинторф — Буды, единственной местной транспортной артерией, вписанной в лесисто-болотистую, холмистую местность.

Всего по описи из ЦАМО в 4 гв. тбр на ходу было 66 Т-34 (модификаций «76» и «85»), количество единиц техники в увлекшемся перестрелкой передовом отряде неизвестно. С этими силами бригада и вошла в историю, опробовав свои новенькие Т-34-85 в бою. Основная же часть корпуса 23 июня еще находилась в исходном районе – восточнее бывшей деревни Новое Село нынешнего Дубровенского района (примерно в 7 км от передового отряда).

Результат — тактическая ничья…

Эпилог этого спонтанного эксперимента описан в Журнале боевых действий (ЖБД) 2 гв. тк очень буднично и скупо: «…потери противника: подбит 1 танк, уничтожили до 2-х рот пехоты, захвачено в плен 5 солдат 78 ШПД (штурмовой пехотной дивизии. — Авт.). Потери б-на: сожжено Т-34 – 2, подбито – 3, подорвано на минах – 2». Потери отряда составили пять человек убитыми и 18 раненными. Танкисты и самоходчики 35 гв.тп и 345 тсап отчитались об уничтожении еще трех танков и самоходки врага – они воевали на более защищенных ИС-1 и СУ-152 и пострадали меньше. Установить детальную истинность этой заявки затруднительно. 501-й тяжелый батальон вермахта на Т-VI «Тигр» и бригада штурмовых орудий 78-й шпд, оборонявшие этот район, в течение последующих недель будут окончательно разбиты и масса штабных документов утеряется. Понять точно, сколько личного состава и единиц бронетехники вермахт потерял именно в треугольнике Шибаны — Ласырщики — Заволны от огня наших Т-34-85, попросту невозможно. Но причин не верить докладам из частей тоже нет…

Как оценить первый бой танков модификации «85» передового отряда 2 гв.тк совместно с частями соседей? Если судить по общим результатам действий 11 гв.А — как тактическую ничью. Но с полезным результатом: была обоснована неприступность обороны врага в треугольнике трех деревень (и скорый удар нашего бронемолота будет скорректирован), враг отвлечен от действий соседнего передового отряда 4 гв. тбр., благодаря чему на участке последней через пару дней наметится успех.

-4

…переросшая в маневренную победу.

Глубокого прорыва не получилось, поэтому перед командармом генерал-лейтенантом Галицким встала дилемма — как лучше решить главную задачу наступления по выходу на минское шоссе? «Продолжать прорывать вторую позицию обороны на направлении главного удара… либо перенести основные усилия армии на вспомогательное направление для развития достигнутого там успеха? …действия в прежней группировке не сулят успеха в сроки, обеспечивающие своевременный выход войск армии на оперативный простор… Нельзя было… слепо подчиняться ранее разработанному плану» (Кузьма Галицкий, «Годы суровых испытаний. 1941 — 1944. Записки командарма»).

Каким же был «план Б»? Вот как описывает бой своих танкистов 23 июня и дальнейшее решение общей тактической задачи Алексей Бурдейный: «2-й танковый батальон под командованием майора А.А. Радаева, действуя в передовом отряде 4-й гвардейской танковой бригады… вынужден был атаковать противника, но, потеряв несколько танков, был остановлен. 24 июня… полковник О.А. Лосик доложил мне, что его разведка (еще один разведотряд предусмотрительного Бурдейного на Т-34-85. — Авт.)… прошла севернее направления нашего наступления по лесисто-болотистой местности… Перед нами открывалась возможность обойти с севера укрепленную полосу обороны вдоль Минского шоссе…». Это был ключ к решению проблемы, тем более что идеальный инструмент для решения задачи налицо – сверхпроходимые танки новой модификации. Итог всем известен – удачный бросок Лосика на Минск и окончательное окружение 115-тысячной группировки врага.

Важность дебютного для Т-34-85 боя 23 июня заключается еще и в том, что после него «в верхах» окончательно уяснили: проламывать хорошо подготовленную оборону врага совершенно не нужно. Лучше обойти ее и развивать наступление, опираясь на маневренность, проходимость и износоустойчивость механизмов Т-34-85.

-5

Свыше гарантийного срока!

Боевая работа 23 июня – 3 июля 1944-го была изучена советской стороной по горячим следам, и все надлежащие инстанции сделали ряд выводов. ЦАМО хранит отчет управления командующего БТ и МВ 1-го Белорусского фронта, в котором указывается, что Т-34-85 редко выходили из строя по техническим причинам. Особенно радовал двигатель с воздухоочистителем «Мультициклон»: при пробеге 1.000 км (гарантийный срок) его обслуживание велось нерегулярно, а использование было напряженным – и все равно «сердце» Т-34-85 работало безотказно. Отчет превозносил работу бортовых фрикционов и передач, а также коробки передач, которая отрабатывала гарантийку на 100% — зубья шестерен начинали крошиться лишь после 1.000 – 1.200 км пробега». Словом, надежность машины была названа отличной. И в то же время «против применяемых противником противотанковых средств бронезащита Т-34-85 неудовлетворительна – свыше 90% попаданий снарядов… дали пробоины либо проломы брони». Последний минус финальный год войны замещали за счет маневренности и грамотного исопльзования средних танков новой модификации в сочетании с артиллерией и САУ.

«…Танки Т-34-85 показали себя достаточно надежными машинами… для широкомасштабных наступательных операций. Была решена проблема «длинной руки» (длинноствольной пушки. — Авт.), способной поражать… на дальних дистанциях, но пределы модернизации (в бронировании. — Авт.) «тридцатьчетверки» были уже практически исчерпаны. Защитой становилась грамотная тактика», резюмирует выводы использования танка летом 1944-го Алексей Исаев. От себя добавлю: подобные выводы командования БТ и МВ Красной Армии заставили чаще применять против долговременной обороны врага не средние, а тяжелые танки – ИС-1 и ИС-2, а также самоходки. И Т-34-85 занял свое почетное место в планах командования с прицелом на проходимость и маневр!

Автор: Андрей Мегас