Найти тему

За какое время и чему можно подготовить бойца штурмовой пехоты. Мой опыт инструктора

Бойцы 37 ДШБ едут на курорт
Бойцы 37 ДШБ едут на курорт

В масштабных конфликтах большую роль играет мобилизационный резерв, использование добровольцев и резервистов. Но встает вопрос: чему, как и за какое время можно подготовить бойца. Допустим для штурмовой пехоты. Изложу свою точку зрения. Сразу отмечу, я не являюсь профессиональным военным и имею ограниченный опыт военной служб. Как я называю «срочная служба плюс». Я служил в 224,242 УЦ ВДВ, 1120 артполку ВДВ, 37 и 39 ДШБ. В т.ч. в разведподразделениях. Это если формально (да и фактически).

У меня за плечами прохождения одного из лучших учебных подразделений ВДВ СССР – а именно 4 батареи (ПТУРС) 1120 учебного артполка ВДВ. Плюс опыт сержанта учебной противотанковой батареи 224 учебного центра ВДВ (бывшая 39 ДШБ). Ну и плюс небольшой опыт инструктора (гражданский статус) после срочной службы в другом регионе, стране и частях. Отмечу сразу, что на подготовку полноценного бойца необходимо 6-8 месяцев, в т.ч. и на освоение какой-либо специальности. Но этого времени в реальном конфликте у сторон нет. Но на какой срок минимальный можно рассчитывать и чему следует обучать и как обучать. Вывод в конце статье.

Первой проблемой является то, что резервисты и добровольцы, мягко говоря не блещут здоровьем. Это не спортсмены и не юноши 20 лет. И вы не можете их грузить физо, а не справившихся отчислить. И взрослых дядек как салабонов не всегда погоняешь. В т.ч. и по состоянию здоровья. Курсант может от чрезмерных нагрузок отойти в мир иной или получать травму, не совместимую с дальнейшим прохождением службы.

Поэтому первый этап подготовки – это адаптация. Он длится 2-3 недели. На этом этапе физическая нагрузка регулируется за счет разнообразия занятий, в т.ч. за счет рукопашного боя, тактической подготовки.

  • Физическая подготовка. Включая утреннюю зарядку. Основной упор на развитие выносливости.
  • Огневая подготовка.
  • Тактическая подготовка.
  • Основы оказания медицинской помощи.
  • Основы выживания.
  • Ориентирование на местности.
  • Обязательные занятия по использованию средств связи, автомобильной и иной техники, другим оборудованием, имеющимся в составе подразделения.
  • Психологическая подготовка, включая моделирование ситуации окружения, попадания в плен.
  • Основы корректировки огня.
  • Рукопашный бой.

Личный состав может проживать в казармах стационарного типа, не обязательно в лагерях. На подготовительном этапе главное, чтобы личный состав втянулся в занятия с минимальными потерями.

Второй этап длится 3-4 недели. Обязательно в полевых условиях. На этом этапе главными элементами служат тактическая и огневая подготовка, практические занятия по ориентировки на местности, корректировки огня.

Физическая подготовка на данном этапе специально не нужна, поскольку нагрузки в ходе тактической подготовки и так будут велики. Элементы, которые стоит включать – это силовая подготовка и основы рукопашного боя. Но рукопашный бой - это не чистое физо, а скорее элемент психологической подготовки.

В ходе тактической подготовке отрабатываются до автоматизма основные действия при обороне, атаке, позиционных боях. Абсолютно все элементы, воспроизводящие боевую обстановку. Начиная от обеспечения связи, рытья отхожих ям для совершения известных дел, заканчивая приемом пищи и сном на местах. Одной из ключевых проблем в экстремальных условиях является отправление естественных потребностей, включая сон, прием пищи и прочие дела. Этим вещам надо обучать в тылу, а не на передовой.

Огневая подготовка должна быть насыщенной и предусматривать приобретение бойцами уверенного навыка стрельбы из штатного вооружения. Также желательно и знакомство с вооружением противника. Но это в реальности происходит не всегда. Но штатное вооружение и уход за ним боец должен знать на зубок.

А теперь, внимание, вопрос: сколько необходимо боеприпасов, чтобы научить бойца стрелять и сколько выделялось на это дело реально в ВДВ СССР? Начну со второго. В учебных подразделениях, где мне пришлось служить, стреляли крайне мало. Может по 50 патронов отстреляли в каждом. Но вот в разведке линейной части – стреляй не хочу. По моему опыту устойчивый навык стрельбы из АКМС-74 после 1500-3000 выстрелов. Отличным упражнением служит упражнение десантников, предусматривающее стрельбу из разных положений (стоя, с колена, на ходу, лежа), с разных рубежей и бросок гранаты. На его выполнения выдавалось 35 патронов. 28 в одном магазине, 7 - во втором. Это значит, что боец в ходе 6-недельной подготовки должен выполнить это упражнение как минимум 30 раз, а также выполнять и другие упражнения.

Чтобы научиться стрельбе из гранатомета и метанию гранат необходимо произвести стрельбу и метанию по 10-15 боевых гранат. В противном случае навык не будет уверенным. Также использовать широко следует макеты гранат и гранатометов, чтобы научиться пользоваться ими из всех положений.

На втором этапе подготовки следует усиливать психологическую подготовку. Если есть возможность, то следует провести обкатку бронетехникой. Обязательно должны присутствовать марш-броски, полоса препятствий с огневой завесой, шумовым сопровождением. Боец, еще до попадания до передовой должен впитать в себя грязь, смрад и копоть войны.
Обязательным элементом служит боевое слаживание между подразделениями и тренировка бойцами замещения выбывших бойцов, например командира отделения, командира взвода.

Помимо общей подготовки, часть времени уходит на подготовку согласно должности (специальности) бойца, например гранатометчика или связиста. 6 недель на подготовку достаточно, чтобы в общих чертах освоить основные воинские специальности.

При подготовке бойца следует помнить главную задачу обучения. Бойца надо научить выполнять поставленную боевую задачу, сохранив при этом жизнь и здоровье. Именно поэтому в расписании курса подготовки резервистов и добровольцев должно быть время на гигиену. Необходимость по возможности соблюдать санитарные правила и следить за собой должны быть вбиты в подсознание каждому бойцу.

Итого, минимальный срок пехотинца составляет 6-8 недель. По-моему скромному мнению.

Я изложил свою точку зрения, если вы с ней согласны, то ставьте класс. Если считаете, что я не прав или имеете что сказать-дополнить – пишите в комментариях. Возможно, что мой опыт устарел и в настоящее время не приемлем по тем или иным причинам. Например, изменилось отношение к сохранению личного состава. Я не в курсе.