14 июля 160-летний юбилей со дня рождения известного живописца-модерниста с австрийскими и чешскими корнями Густава Климта. Немногим мастерам удается создать целый мир из собственных фантазий, и еще реже этот мир оказывается привлекательнее окружающей реальности. При жизни его работы считали скандальными, но это не помешало художнику прославиться и стать одним из величайших творцов своей эпохи.
Климт родился в одном из красивейших районов Вены, расположенном у подножья Восточных Альп и окруженном живописными лесами. Отец Густава был гравером по золоту, но эта профессия не приносила мастеру больших денег. Зато он научил сына азам рисования: показал, как смешивать краски и наносить мазки на холст. Выросшие в удивительной природе, все братья и сестры Климта тоже посвятили себя искусству: стали художниками и успешными модельерами.
В молодости Густава привлекали к созданию фресок на стенах провинциальных театров. Набравшись опыта, он принял участие в оформлении венского Музея истории. За отлично проделанную работу Климт получил из рук короля Франца Иосифа престижную награду «Золотой крест». Молодой живописец был принят в почетные члены Мюнхенского и Венского университетов.
Последующий период принес Климту череду печальных событий: за короткий промежуток времени он потерял отца, а потом и любимого брата. Он стал не только основным кормильцем своей матери и сестер, но и взвалил на себя заботу о семье покойного брата. Тяжелая утрата оставила глубокий след в душе художника и отразилась на его творчестве. Именно в это время у художника сформировался уникальный стиль, сделавший его работы узнаваемыми с первого взгляда.
На протяжении 6 лет Климт трудился над тремя картинами для университета Вены. Когда полотна «Юриспруденция», «Медицина» и «Философия» были представлены на суд зрителей, разгорелся серьезный скандал. Возмущению консервативно настроенных соотечественников не было предела: они сочли работы автора откровенной порнографией. Многие граждане даже настаивали на аресте художника, но, к счастью, до этого дело не дошло. Наученный столь негативным опытом, Густав полностью отказался от государственных заказов, но рисовать обнаженную натуру продолжил.
В конце XIX в. Климт создал объединение живописцев, известное под названием Венский сецессион. В группу вошли молодые прогрессивные художники, противопоставлявшие свои бунтарские работы консервативной академической живописи. Этот период стал для Климта в прямом смысле золотым, так как мастер ар-нуво украшал свои картины сусальным золотом. Полотно «Поцелуй» стало ярким воплощением модернизма и самой знаменитой работой художника. Картина «Древо любви» - это фреска, созданная в начале XX в. В настоящее время она украшает стены дворца Стокле в Брюсселе и носит еще одно название – «Древо жизни».
Художник создавал великолепные пейзажи в уникальной стилистике. Он предпочитал работать с квадратными холстами, считая, что таким образом можно визуально расширить пространство. На закате жизни Климт занимался исключительно пейзажами, наиболее известными из которых стали «Березовая роща» и «Яблоня».
Страсть художника к обнаженной женской натуре проявлялась не только в картинах, но и в реальной жизни. Личная жизнь модерниста вызывала массу слухов и пересудов: поговаривали, что в его постели оказывалась каждая натурщица, позировавшая для полотен. По предположению современников живописца, он произвел на свет около 40 детей от заказчиц, моделей, женщин легкого поведения.
Несмотря на язвительные нападки критиков, Климт до самой смерти оставался любимцем публики, которая охотно раскупала его картины. Он даже посвятил своим оппонентам отдельную картину, которую так и назвал – «Моим критикам». Внушительную часть холста занимает пышнотелая рыжеволосая красавица, повернувшаяся к зрителю «пятой точкой» и хитро поглядывающая на него через плечо. Позже мастер дал полотну название «Золотые рыбки».
Последние годы мастер провел практически в полном уединении. Он переехал в небольшой домик в Хитцинге, где оборудовал художественную мастерскую. Здесь художник создал ряд ярких работ: «Танцовщица», «Невеста», «Дама с веером». Шла война, и автор своими картинами хотел отгородиться от происходящего вокруг. Только одно полотно создано им на тему войны - «Смерть и жизнь». Климт скончался 6 февраля 1918 г. от пневмонии и осложнений после перенесенного инсульта в возрасте 55 лет.
Ссылки на статьи автора о художниках:
1. Статья о Врубеле: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/hudojnik-zacharovannyi-demonom-mihail-vrubel-6234ab6de3ff9f2dde2b35b9
2. Статья о Сальвадоре Дали: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/esli-vse-vremia-dumat-ia--genii-v-konce-koncov-stanesh-geniem-salvador-dali-627a595df680416ea3b5c7d3