Само выражение "сенная девушка", или "сенная девка" ( в XVIII-XIX веках слово "девка" не имело грубого оттенка), произошло от слова "сени". Сени или сенцы - это помещение, отделявшее светлицу (жилую часть дома) от крыльца. Чаще всего сени были неотапливаемыми, однако, из-за того, что само назначение сеней - сохранять в доме нагретый печами воздух, в них было относительно тепло.
И вот в этом-то помещении и обитали сенные девушки - господская прислуга, выполнявшая все поручения барина или барыни. Чаще всего сенными становились молодые, незамужние крестьянки.
Постоянное нахождение в доме помещика, на господских глазах, имело как свои плюсы, так и минусы. Сенным девушкам не приходилось работать в поле, заниматься тяжелым крестьянским трудом. Помещики, как правило, вставали довольно поздно, и сенные девушки постепенно перенимали образ жизни бар. Однако, именно домашняя прислуга становилась первой жертвой самоуправства помещика, и косы сенных девушек часто трещали под рукой находящегося в дурном расположении духа господина.
Зато, когда барин был в добром здравии и прекрасном настроении, сенным девушкам перепадали от щедрот какие-то вкусности, а то и ситцевый платочек.
В конечном итоге, все зависело от того, какому барину принадлежали крестьянки. Если доброму, то и жизнь их была более-менее благополучной. Но вот если в хозяевах самодур или самодура - не приведи Господь! Сколько пакостей, граничащих с откровенным садизмом, вытерпели от помещиков сенные девушки - не счесть. Достаточно вспомнить хотя бы мать писателя И.С. Тургенева, Варвару Петровну, вымещавшую на крестьянках злобу за свою неудачную личную жизнь. А ведь были еще и Салтычиха, и Николай Струйский, и Лев Измайлов... Хватало, хватало в империи злобных помещиков, наслаждавшихся своею полной властью над абсолютно бесправными крестьянами.
Обязанности сенных девушек
Сенные девушки должны были прислуживать господину, его семье и гостям. Служба начиналась в тот же момент, как "благородный человек" входил в сени. Девушки бросались к помещику, помогали снять шубу, непрестанно кланяясь. Дальнейшие поручения зависели от поручения барина. Он мог поручить почистить одежду, помочь надеть домашнее, принести чай с малиной, расчесать волосы, принести воду для умывания и т.д. Спектр поручений был практически не ограничен. Например, сенным девушкам часто поручали чесать барыне пятки, чтобы та скорее уснула.
Опять же, обязанности прислуги зависели от благородства и порядочности хозяина. У "доброго" барина и поручения не выходили за рамки человечности. Другое дело, если помещик был самодуром: несчастным девушкам приходилось исполнять все приказы, рожденные нездоровой фантазией господина.
Причем здесь сено?
Весьма распространенным является ошибочное представление, что словосочетание "сенная девушка" связано со словом "сено". Однако, в плане исторической точности никакой ошибки нет. Помещики, и правда, зачастую "приглашали" сенных девушек на сеновал. Ситуация, когда крестьянка рожала от барина, была вполне обыденной.
Постепенно выражение "сенная девушка" стало часто использоваться в негативном ключе и практически равняться слову "гулящая". Однако, такое использование выражения представляется несправедливым по отношению к крестьянкам, которые были полностью подневольны барину и никак не могли противостоять помещику.
Телесные наказания в отношении сенных девушек использовались чрезвычайно широко. За любую провинность несчастные получали тычки и затрещины, а порой и отправлялись на конюшню для наказания кнутом.
Еще одной неприятностью в жизни сенных девушек была зависть со стороны крестьян, не имевших доступа в барский дом. Те считали прислугу бездельницами, белоручками, которые знать не знают, что такой тяжкий труд на земле. Иной раз девушку могли и поколотить.
В целом, жизнь обитательниц барских сеней была темна и беспросветна. Бесправные, бессловесные, забитые женщины. А ведь это были труженицы, крестьянки, соль земли русской, становой ее хребет...