История образования и воспитания в Древней Индии делится на два периода: дравидо-арийский и буддийский.
В дравидо-арийский население делилось на четыре основные касты (варны). Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвёртой низшей кастой были шудры (наёмные работники, слуги, рабы).
Принадлежность к касте определяла пределы возможного образования. Программа образования брахманов была самой обширной: будущей жрец должен иметь широкий кругозор. Образование кшатриев и вайшьев имело профессиональную направленность. Кшатрии обучались военному искусству, вайшиьи — сельскохозяйственным работам и ремёслам. Формально все высшие касты имели право на получение брахманского образования, но, как правило, кшатрии и вайшьи этой возможностью не пользовались.
В дравидско-арийскую эпоху сложились устойчивые представления о воспитании и обучении. Главная идея – каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев – сила и мужество, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность.
Система выстраивалась с опорой на важные тексты. Среди них – сказания индоарийцев «Бхагавата пурана» с подробным описанием образцов воспитания божественного мудрого Кришны. При изучении древнеиндийского эпоса «Махабхарата» акцент делался на Раме – старшем и любимом сыне царя Дашаратхи. Особо почиталась священная и одновременно учебная книга «Бхагавадгита», написанная в форме бесед мудрого учителя с учеником.
Основу образования составляли пересказ вед, обучение чтению и письму. Лишь немногие юноши получали углублённое образование, в программу которого входили поэзия, литература, грамматика, философия, астрономия, математика. Специальных помещений для учебных занятий не было, и обучение обычно проходило на открытом воздухе или в доме у учителя. Это привело к образованию семейных школ, где мужчины обучали молодёжь.
В середине первого тысячелетия н. э. в древнеиндийской цивилизации начались глубинные социокультурные трансформации, создавшие условия для зарождения новой религии — буддизма. Буддизм значительно изменил повседневный уклад жизни – отказался от деления общества на касты, заменив его на принцип равенства между людьми, скорректировал представления о приоритетах образования.
Согласно буддийскому учению, главная задача воспитания – привить стремление к самосовершенствованию души посредством отказа от мирских страстей и к постоянной работе над собой. Выделялось три основные стадии процесса достижения высшей точки саморазвития: предварительная, сосредоточенности и окончательного усвоения. Новыми центрами образования стали буддийские монастыри, в которых, в частности. изучались древние трактаты по философии, математике, медицине.
В результате в Древней Индии сложились крупные центры образования: Такшашиле (ныне город Таксила в Пакистане) и Наланде (близ города Бхунванешвара), поддерживашие культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.
© Гимназист