Сегодня хочу представить вам очень милую вещицу, эдакий предмет советской мультипликационной роскоши.
Десяти минутный #советский мультфильм «Непослушный котёнок» был создан на студии Союзмультфильм в 1953 году режиссёром Мстиславом Пащенко по мотивам сказки Ивана Белышева.
Несколько раз принималась писать это предложение и только потом поняла, почему. Мультфильм, не смотря на простой сюжет (авторы даже не стали мудрить с названием), делает серьезную заявку на право называться подлинным произведением искусства! Поэтому непонятно с чего начинать его описание и что в нем важнее. Наверное всего важнее эта удивительная любовь авторов к своему делу, которая вдохновляет создавать прекрасные шедевры даже из довольно простого материала.
Сами авторы маркируют свое произведение как "для детей младшего возраста". Но если вы подумали, что он создан только для малышей с целью продемонстрировать, что бывает с теми, кто не слушается, то совершили ошибку. Для взрослых в мультфильме тоже найдется кое-что интересное.
Во-первых это, безусловно, музыка. Полифоническое оркестровое исполнение сразу рождает у зрителя настроение для просмотра сказки.
Во-вторых, авторы от души потрудились над прорисовкой. Результатом трудолюбия и внимания к деталям стали чудесные фоны и второстепенные персонажи, такие как бабушка, звери, природа, резной домишко девочки. У животных в мультфильме очаровательная мимика и голоса. Им вот прям сразу веришь!
Но основным достижением мультипликаторов является "пушистость" животных. Для получения такого эффекта авторы применили довольно трудоемкий метод - масок и контрмасок. О том, как именно использовались маски и контрмаски в то время, в интернете я ничего не нашла. Но думаю, что тогда это делали почти так же, как и в современных программах, только не на компьютере а в живую на пленке. Образ рисуется чуть больше необходимого, а потом делается еще один или несколько слоев, которые как бы размывают изображение по краям, плотная, четкая граница прореживается, разрывается.
В мультфильме есть кадры, где этот эффект не применяется, и поэтому можно сравнить.
Еще можно отметить используемый в мультфильме метод "эклер". Когда изображения с кадров, на которых запечатлены реальные актеры, переносят на кальку и используют, как прообраз рисованного персонажа. Эта работа была трудоемка и монотонна, и мультипликаторы называли ее "посидеть на эклере". В каком-то смысле "эклер" был предшественником технологии «Motion capture».
В мультфильме несколько минисюжетов, которые заставляют улыбнуться и покачать головой. Посмотрите, как забавно котенок падает в коробку со шляпкой, как он сражается с пинеткой.
А как зайчонок гадает на ромашке!
- Любит, не любит... Любит, не любит...
- Ты это про кого? Про маму?
- Ага, попадет, не попадет...
Очень интересен мультфильм еще и тем, что он дает возможность ребенку увидеть обе стороны медали, так сказать. Он не просто переживает "приключения" вместе с котенком, он видит еще и то, как девочка плачет из-за своего непослушного питомца. А это очень важно с точки зрения воспитания эмоций и эмпатии.
Известный советский режиссёр-мультипликатор И. П. Иванов-Вано писал:
«Пащенко в этом фильме проявил удивительную изобретательность и выдумку»... ...«результат оказался блестящим не только в техническом отношении, но и в творческом».
...Котёнок в фильме получился необыкновенно лёгким, пушистым, обаятельным, чем сразу завоевал симпатии маленького зрителя. Это была победа Пащенко, его настойчивости, трудолюбия, изобретательности. Это была новая победа советской мультипликации.
Ну и, конечно, мораль мультфильма.
Не будет у нас больше непослушных!