Найти тему
Neft By

Газ или бензин?

Автор: Neft.by / фото Вячеслав СУХОДОЛЬСКИЙ/ NEFT.by

Собрали популярные вопросы и мифы о голубом топливе

Тренд на экологичность – это не дань моде, а необходимость осознанного потребления для устойчивого развития. Именно эту тенденцию активно поддерживает «Белоруснефть». Недавно компания дала старт экологичной инициативе, призванной упростить переход транспорта корпоративных клиентов на газомоторное топливо (пропан-бутан автомобильный, или ПБА). Собрали самые популярные вопросы владельцев автомобилей и мифы о голубом топливе.  И обсудили их с ведущим специалистом управления нефтепродуктообеспечения центрального аппарата компании «Белоруснефть» Арсением Шумелем.

-2

Говорят, что при переводе автомобиля на газ наносится урон двигателю. Это действительно так?

– Вывод этот все же неверный, объясню почему.  Во-первых, октановое число пропан-бутановой смеси составляет 100-110, что исключает детонационные повреждения двигателя (даже рассчитанного на «девяносто восьмой» бензин). Во-вторых, газ, в отличие от бензина, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, и цилиндропоршневая группа изнашивается меньше. В-третьих, скорость горения газово-воздушной смеси ниже, чем бензиновой, поэтому ударные нагрузки на поршни, шатуны, коленвал меньше, что увеличивает общий ресурс двигателя. Однако стоит сказать, что более низкая скорость горения имеет определенные «минусы»: если угол опережения зажигания (зажигание слишком позднее) отрегулирован неправильно, то возможен перегрев выпускных клапанов, приводящий к их «прогару». Но это случается и при работе на бензине по следующим причинам: бедная смесь, некорректно выставленное зажигание (позднее), неправильная регулировка газораспределительного механизма, применение низкооктанового бензина на карбюраторных двигателях. То есть при работе на голубом топливе этой проблемы можно избежать, отрегулировав клапаны и угол установки зажигания. Если же на двигателе есть гидрокомпенсаторы, то клапаны регулируются автоматически. Современные газобаллонные системы обеспечивают наиболее качественное горение газовоздушной среды в камере сгорания, что позволяет создать в ней оптимальные режимы работы. Конструкция большинства из распространенных моделей двигателей допускает использование сжиженного углеводородного газа в качестве моторного топлива, но есть современные конструкции двигателей, которые изначально не предназначены для работы на газу, поэтому при переоборудовании автомобиля необходимо изучить руководство по его эксплуатации. Наконец, газ, в отличие от бензина, не содержит примесей, сокращающих период эксплуатации масла, свечей, лямбда-зонда и катализатора.

Расход топлива при заправке газом увеличивается. Получается, что на каждый километр пройденного пути нам нужно будет заливать больше топлива?

– Отчасти это так. Расход топлива при переводе автомобиля на газ ПБА может увеличиться. Но увеличение не превышает 10 процентов. При этом стоимость газа ПБА ниже стоимости бензина примерно на 45 процентов, а с учетом скидки в первый год эксплуатации ГБО эта разница достигнет 50 процентов. Очевидно, что увеличенный расход с лихвой перекрывается разницей в стоимости газа и бензина, то есть экономия гарантирована. Дополнительно отмечу, что современные газобаллонные системы позволяют добиться равного расхода как при работе двигателя на бензине, так и при работе на ПБА.

-3

Газобалонное оборудование потребует дальнейшего обслуживания, значит, придется посещать специализированные СТО, нести дополнительные затраты…

– Совершенно напрасное опасение. Качественная аппаратура исправно служит долгие годы, требуя обслуживания не чаще, чем штатные узлы автомобиля. Плановое ТО включает замену одного-двух фильтров, иногда также слив конденсата из редуктора, у некоторых типов оборудования порой может потребоваться и чистка форсунок. В целом стоимость техобслуживания ГБО в зависимости от вида оборудования и типа двигателя может начинаться от 20 – 35 рублей. Раз в три года понадобится проходить освидетельствование установленного газового баллона, стоимость процедуры составляет от 30 рублей. Согласитесь, на фоне экономии при эксплуатации ГБО эти затраты не столь значительны.

Скидка на газ предлагается только на год, а что дальше? Заправляться газом станет невыгодно?

Программа, объявленная компанией «Белоруснефть», предусматривает предоставление дополнительной скидки 10 процентов в течение одного года. Однако даже без скидки газ ПБА стоит дешевле бензина на 40 – 45 процентов. И это – прямая выгода.

Если автомобиль еще новый, то при установке газобаллонного оборудования есть риск лишиться гарантии на него. Как действовать?

– В такой ситуации рекомендуем обратиться к официальному дилеру марки автомобиля с вопросом о возможности установки ГБО и сохранении гарантии в данном случае. Вполне возможно, что дилер предложит обратиться для установки газобаллонного оборудования в конкретный авторизованный сервисный центр, и тогда условия гарантии будут сохранены.

– Бытует мнение, что при переводе автомобиля на газ снизится мощность двигателя и эксплуатация машины станет некомфортной.

– Из-за разных характеристик бензина и газа ПБА тягово-сцепные характеристики двигателя при работе на ПБА немного снижаются. Но как показывают замеры на динамометрических стендах, разница зачастую составляет не более 5 процентов. И на практике водитель ощущает ее далеко не всегда. К тому же на падение мощности и крутящего момента влияют особенности настройки аппаратуры. Поэтому для установки оборудования следует обращаться только в авторизованные сервисные центры к опытным мастерам.

-4
Авто
5,66 млн интересуются