С Киева начался долгий и трудный путь принятия христианской веры на Руси.
Население Киева восприняло новую веру как веру княжескую. И потому крещение в Киеве прошло без особых осложнений. Однако не во всех русских городах все было так гладко.
В Ростово-Суздальской земле язычники взяли верх и изгнали двух первых митрополитов – Иллариона и Федора. Те не стали вступать в противоборство со староверами и смиренно покинули город. Митрополит Леонтий задержался в Ростове и старался проповедовать христианство среди отроков, которые гораздо охотнее приобщались к новой вере. Но язычники не оставили его в покое и зверски убили.
Не захотели подчиняться княжескому указу и вольнолюбивые новгородцы, которые не одобряли действий “своего князя”.
Рассерженный Владимир направил в Новгород большой отряд во главе с Добрыней и воеводой Путятой.
Новгородцы, как всегда в непредвиденных ситуациях, собрали вече, где поклялись до конца отстаивать свою веру.
Верховный жрец Богомил, прозванный за свое красноречие Соловьем, яростно выступал против крещения:
– Наши боги всегда помогали нам, и мы не отдадим их на поругание!
Чтобы не пустить воинов Добрыни на Софийскую сторону, новгородцы заняли Великий мост через Волхов и подкатили к мосту два камнемета. Горожане были готовы стоять до конца.
Тысяцкий Угоняй верхом на коне объезжал городские улицы подбадривая жителей.
– Лучше умрем, чем христианами станем! – восклицал он.
Воодушевленные язычники напали на дом Добрыни, утащили много добра, а жену его убили. Не поздоровилось домам и других богатых новгородцев, которые приняли христианство ранее.
Добрыня приказал Путяте взять 500 дружинников и скрытно переправиться через Волхов на Софийскую сторону. Ночью Путята вместе со своим воинами незаметно подобрался к дому Угоняя, пленил его и его сторонников.
Однако язычники и не думали сдаваться. Около пяти тысяч новгородцев выступило против Путяты. Завязался бой. Язычники стали брать верх, разорили церковь Преображения Господне.
На помощь Путяте пришел Добрыня. Сопротивление новгородцев лишь разжигало его ярость. Понимая, что силой восставших не одолеть, Добрыня пошел на хитрость и приказал воинам поджигать дома новгородцев. Алое зарево поднялось над городом, ветер стремительно разносил искры, от которых занимались соседние дома...
Пожар напугал новгородцев, справиться с беспощадным пламенем они не могли. Город полыхал. Языческие боги не пришли на помощь горожанам, и пошли они на поклон к Добрыне.
Воеводе не терпелось отомстить за гибель своей жены и разграбление дома. Язычник Добрыня так бы и поступил, но теперь Добрыня был добропорядочным христианином. Он унял свой гнев и простил новгородцев. «Ибо был послан в город не воевать, а проповедовать».
Погромы по его приказу были прекращены. Дружинники ограничились низвержением старых богов – языческие идолы были изрублены или сожжены.
«Что, безумные, сожалеете о тех, которые сами себя защитить не могут? Какую пользу вы от них ждете? – насмехался Добрыня над язычниками, которые с ужасом наблюдали за происходящим. – Бог один – Христос и вы должны поверить в Него».
“И многие пошли, а тех, кто не хотел креститься, воины потащили. И крестили мужчин выше моста, а женщин ниже моста”.
Некоторые наиболее убежденные язычники говорили, что уже крестились. Тем самым они хотели избежать крещения, надеялись, что Перун еще вернется и вознаградит их за преданность. Добрыня же приказал всем христианам носить кресты. Тех, у кого их не было, крестили насильно, пусть даже повторно.
Так "Путята мечом, а Добрыня огнем” крестили непокорных новгородцев.
Продолжение следует
Читайте в нашем историческом проекте «Хроники Владимира»:
1. Начало времен | 2. Святослав. "Иду на вы!" | 3. Послы новгородские. Смерть Святослава | 4. Брат Ярополк убивает брата Олега | 5. Жертва Перуну | 6. Завоевание Рогнеды | 7. Взятие Киева | 8. Смерть Ярополка, второго брата | 9. Первые христианские мученики | 10. Выбор веры | 11. Как русичи кесаря византийского выручали | 12. Обретение князем веры | 13. Крещение Руси | 14. "Огнем и мечом" | 15. Благочестивый христианин | 16. Никита Кожемяка | 17. Битва с печенегами за Белгород | 18. Последние годы. Предательство сыновей
- Пожалуйста, помните, что у всех нас разные мнения, подумайте, прежде чем говорить или писать что-то жестокое по отношению к другим. В конце концов, мы всего лишь люди. Чтобы поделиться опытом или оставить комментарий, просто напишите ниже.