Найти в Дзене
Lavanda: людям о людях

Загадка могилы Марины Цветаевой: что случилось с крестом и где на самом деле похоронена поэтесса

Оглавление
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

Марине Цветаевой едва исполнился 21 год, когда она написала эти строчки. Тема смерти вообще постоянно мелькает в её произведениях, она ей близка и понятна. Она не боится смерти, а играет с ней, зазывает и тут же ускользает, вырывается из её объятий словно говоря "ещё не пришло моё время".

Такие пляски на острие ножа продолжались много лет, но однажды смерти всё же удалось победить и забрать Марину в своё царство. Великая поэтесса ушла, оставив одну загадку: где же на самом деле находится её могила?

Да-да, как ни странно, но никто не знает, где точно похоронена Марина. Есть целых три версии местонахождения её могилы, и каждая из них может быть как правдивой на все 100%, так и ложью. Но обо всём по порядку.

Ни для кого не секрет, что Марина добровольно ушла из жизни. Последние дни своей жизни она провела в небольшом городке Елабуга, расположенном в самом центре Татарстана, на берегу Камы. Сказочная природа, которой восхищаются туристы, выбравшие объектом посещения Елабугу, не радовала Марину. Всё в этом городе её угнетало, здесь на неё навалилась такая тоска, такая депрессия, что однажды она не выдержала...

Впереди темнеет Кама,
Кама, камень, комары...
Городок бежит с горы.

А до Камы от Медона
все бездомно и бездонно.
Ни неволя, ни свобода.
В горле ком стоит два года.

Удивительно, как Маргарите Алигер тонко удалось прочувствовать и описать в этих строчках то, как чувствовала себя Марина во время жизни в Елабуге.

Кругом война, нет ни дочери, ни мужа, ни друзей. вообще ничего. Есть только всепоглощающее, съедающее изнутри, не замолкающее ни на минуту одиночество. Оно и подтолкнуло Марину к тому шагу, после которого её не стало.

Последние послания

Она ушла, оставив лишь три последние записки: Муру (сыну), поэту Николаю Асееву и всем эвакуированным. Знаете, текст записок не тайна, ведь они хранятся в московском музее МАрины Ивановны. Поэтому привожу здесь текст каждой из них.

Записка Муру звучит так:

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик»

Шесть предложений, 43 слова (в том числе союзы и местоимения), 173 буквы - это все слова, которые она сказала сыну перед смертью.

Ещё одна записка была обращена к эвакуированным. В них была просьба отвести её сына к поэту Николаю Асееву и отдать ему записку, которую Марина написала для него. Её текст был такой:

Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы!
Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает.
А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!

Это и были три прощальных послания Марины миру, людям. Перед глазами встаёт картина: Марина дописывает последнюю записку, откладывает в сторону перо. достаёт верёвку, смотрит на неё и решительно делает шаг в сторону балки в сенцах, на которой её потом и найдут.

Нашла её хозяйка квартиры. Никаких ценных вещей у Марины не было. Из имущества лишь синяя записная книжка,в которой написано лишь одно короткое слово "Мордовия". Как будто бы она знала, что её дочь Ариадна в этот момент отбывает там ссылку, словно сердце материнское подсказало.

31 августа 1941 года она умерла, а ещё через два дня состоялись очень скромные похороны. Провожало её в последний путь всего 10 человек, а на могиле поставили простой деревянный крест. Для той, чьи стихи в те годы знали наизусть по всему миру, не нашлось даже простенькой надгробной плиты. Хотя да - война.

Где-то здесь похоронена Марина
Где-то здесь похоронена Марина

Украденный крест

Знаете, что случилось дальше? В декабре 1941 года этот крест был украден. Местные жители, удивлённые этим, выдвинули три версии. Первая - самая банальная: крест украли для того, чтобы растопить печь и согреться, ведь зима в тот год была очень холодной, а во время войны лес рубить было строго-настрого запрещено.

Вторая версия религиозная: крест убрали верующие, которые считают самоубийство страшным грехом. Для них что поэтесса, что простая женщина - всё едино, самоубийца не имеет права лежать под символом Господа.

Третья - политическая: крест убрали сотрудники НКВД, для которых Марина была не просто эмигранткой, но ещё и женой врага народа.

Какая версия правда, какая вымысел, неизвестно и мы никогда уже не узнаем об этом. Но факт остаётся фактом: из-за убранного креста возникли сомнения в том, где же на самом деле нашла последний приют Марина Ивановна.

Мур знал, где похоронена его мама, но его убили в 1944 году, а сестра Марины, Анастасия, приехала в Елабугу только спустя 15 лет после смерти поэтессы.

В 1942 году друг Марины, Борис Пастернак, просил своего знакомого показать, где именно находится могила Марины, но уже тогда найти её было невозможно. Представляете? Не прошло и года с момента смерти Марины, а найти могилу уже было невозможно.

Сосна Марины

В 1960 в Елабугу приехала реабилитированная после долгих лет лагерей и ссылок Анастасия. Последний раз она видела сестру - подумать страшно!, - в далёком 1927 году.

Приехав в Елабугу, она начала расспрашивать людей о том, где же похоронена её сестра и поиски привели её к вдове кладбищенского сторожа, который работал там в далёком 41-ом. Эта самая вдова вдруг припомнила, что когда умер её муж и она провожала его в последний путь, то обратила внимание на могилу с табличкой, на которой было написано "Цветаева".

Пойдя в указанную этой женщиной часть кладбища, Анастасия увидела там большую раздвоенную сосну, пахнущую солнцем и светом. И тут же на неё нахлынули воспоминания: вот они, ещё совсем девчонки, бегут по лесу наперегонки, останавливаясь на секунду, чтобы сорвать ягоду земляники и побежать дальше.

Марина и Анастасия, 1905 год, Ялта
Марина и Анастасия, 1905 год, Ялта

А в лесу у них есть любимая высоченная сосна: такая высокая, что верхушка теряется где-то в небесах....

Они с разбегу взлетают на неё, и, уютно устроившись на ветках, обсуждают всё на свете, спорят, смеются, делятся своими девчачьими тайнами. Это сосна их убежище, бункер, попав в который они забывают обо всем на свете. В этот момент есть только они, две сестры, две девочки, которые жить друг без друга не могут.

Эта сосна, неожиданно встреченная Асей посреди кладбища, показалась ей знаком, что именно под ней и покоится её Марина, та, которую она любит больше всех в мире.

Возле этой сосны Ася и поставила крест с очень правдивой надписью:

«В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева».

И всё для того, чтобы люди знали, кто захоронен здесь. Чтобы могли придти сюда, постоять здесь, подумать, помолчать, вспомнить.

В 1970 году сосну снесли, заменив её на унылый массивный памятник. Сделали некое подобие мемориального комплекса.

Кенотаф Марины Цветаевой

Сейчас на месте предполагаемого захоронения наведён порядок: всё вокруг выложено плиткой, могила огорожена цепями, на ней растут цветы:

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

За могилой тщательно ухаживают, ведь каждый турист, посетив Елабугу, обязательно приходит сюда. Они искренне верят, что это и есть настоящая могилу Цветаевой, не подозревая, что имеют дело с фальшивкой, пустышкой.

Как по мне, так гораздо честнее было бы оставить надпись: "Примерно в этой части кладбища похоронена Марина Цветаева".

Хотя, по большому счёту, важно не то, где она похоронена. Да, это память, это возможность прикоснуться к той, чьи стихи столь пронзительны, столь незабвенны.

Но для меня гораздо важнее то, что она была, что она - жила, что она - писала. Её стихи и сейчас звучат со всех сторон, а значит - память о ней живёт в поколениях.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

Для меня её голос звучит вечно. Даже если я не уверена, что посетила именно ту самую могилу, в которую промозглым сентябрьским утром далёкого 41-ого опустили уставшую женщину в сером платье, которая так любила жизнь, море, поэзию.

Читайте стихи великих - они дарят счастье.

С любовью, ваша Лаванда