Найти тему
Школа дизайна НИУ ВШЭ

Создание и продвижение креативного продукта

В наше время мало создать творческий продукт: написать песню, придумать игру, создать мобильное приложение и т.д. Нужно еще оповестить о нем целевую аудиторию, найти для него потребителя и продать за приемлемые деньги, по крайней мере окупающие затраты на его создание. Этому и другим необходимым скиллам учит современная программа бакалавриата «Управление в креативных индустриях», открывшаяся в НИУ ВШЭ на Факультете коммуникаций, медиа и дизайна.

Программа гармонично сочетает обучение творчеству и бизнесу. На первом году обучения закладывается солидный общий базис по обеим базовым составляющим. Одна из его дисциплин — курс по брендингу. Многиевкладывают в это слово неверное значение, считая, что он включает лишь внешние атрибуты - логотип и фирменный стиль. На самом деле, прежде всего - это бизнес-модель, составленная на базе изучения рынка. Студенты узнают основные правила устойчивого брендинга и практикуются в междисциплинарном методе проектирования бренда. Что такое рынок? На какие сегменты он делится? Как проводить аудит конкурентных брендов? Кому нужен ваш стартап? Что такое ядро целевой аудитории? Все это надо определить перед созданием визуальной части бренда, которая включает айдентику, логотип, цветовой код, шрифты, паттерны, упаковку и многое другое.

Другая дисциплина, обязательная для всех профилей — курс «История и теория культуры и коммуникаций». История искусства здесь будет изучаться в комплексе с историей науки, техники, технологий, коммуникаций. Этому будет посвящен первый год обучения. Далее будет изучено и спрогнозировано  настоящее и будущее культуры и коммуникаций. Футурологический прогноз будет дан с учетом этики, эстетики, психологии коммуникаций, кросс-культурной психологии, культурной антропологии. Все эти знания помогут прогнозировать социокультурные риски.

Таким образом, преподается как создание креативного продукта, так и универсальный бизнес-подход к его реализации, когда он создается не просто по воле вдохновения, но с учетом особенностей рынка и потенциальной аудитории. Тем не менее, в разных отраслях существует своя специфика. Для удобства все креативные индустрии разделены на 7 направлений — так что каждый абитуриент может выбрать интересующий его/ее профиль обучения.

Профиль «Кураторство и арт-менеджмент» учит сотрудничеству с музеями и другими учреждениями культуры. Его выпускники станут руководителями культурных институций, обладающими креативным мышлением и способностью менять культурную среду соответственно требованиям времени.

Профиль «Ивент-дизайн и экономика впечатлений» готовит  продюсеров в самом широком смысле — людей, способных организовать любое мероприятие или творческий процесс, будь то выставка, концерт, спектакль или учебная программа.

-3

Учащиеся профиля «Запуск и управление медиа-стартапом» пройдут все этапы создания стартапа и представят готовый к запуску проект. Примеров успешных стартапов в области медиа множество, в том числе и в России. Среди них можно назвать Muzlab — сервис фоновой музыки для бизнеса или Native Roll — видеоформат, который содержит автоплей и показывается вне видеопотока в момент попадания плеера в зону видимости пользователя. Оба не только получили огромные инвестиции, но и были выкуплены гигантами рынка — соответственно Сбербанком и группой Мейл.ру.

Профиль «Управление коммуникационным процессом» делает акцент собственно на коммуникации между ранее не знакомыми людьми, которым предстоит стать членами одной команды. Процесс продуктивного общения всегда представляет сложности. Учащиеся профиля научатся их преодолевать и находить общий язык с другими людьми.

Название профиля «Создание цифрового продукта и продакт-менеджмент» говорит само за себя. Тот же креатив, создание бизнес-стратегий и управление командой, но с акцентом именно на цифровых продуктах.

-4

Несколько неожиданный профиль — «Туризм и экономика впечатлений». Казалось бы, не очень креативная сфера — но нет. Разработка новых туристических маршрутов требует знаний и фантазии. Уже в ближайшие 3 года планируется увеличение инвестиции в российский турбизнес в 3 раза, чтобы этот сегмент занял в стране место не меньшее, чем в мире. А в мире туристическая отрасль составляет сейчас около 10% ВВП. Создание в России новых туробъектов, маршрутов, мероприятий, инфраструктуры будет широко востребовано в ближайшее время.

На профиле «Управление в аудиовизуальных индустриях» речь идет обо всем спектре аудиовизуальных продуктов. Тут и запись альбомов, и создание клипов, и съемка фильмов, и интернет-трансляции. Студентов будут учить, что и как следует создавать и финансировать, чтобы не прогореть. Они узнают, что вкладывать деньги в один фильм, альбом или исполнителя — крайне нежелательно. Оптимальными будут пакетные вложения в целый ряд продуктов. Большая их часть по статистике не окупается, зато успех одного-двух из них может перекрыть все потери. И еще много бизнес-премудростей.

-5

Особенность обучения на всех профилях — проектный подход. В течение учебного года каждый студент делает не менее 4 проектов. За 4 года — 16. Это готовое портфолио, которое можно предъявлять потенциальным работодателям.

В результате обучения на защиту диплома студенты представляют устойчивые стартапы. Их будут оценивать приглашённые эксперты индустрии и потенциальные инвесторы. Таким образом, учащиеся не только приобретают необходимые знания и навыки, но и получают готовый продукт, который можно развивать дальше. Впрочем, запуск собственного бизнеса не является обязательным. Полученные знания позволят занять должность в успешных фирмах и корпорациях. Подробнее об этом можно прочитать здесь: http://special.design.hse.ru/MINCI/