Установление режима единственной партии обычно оправдывают с помощью трех основных доводов [См.: S.P. Huntington, C.H. Moove, Authoritarian Politics in Modern Society. The Dynamics of Established One-Party System, N.Y., 1970.].
а/ Единственная партия выступает как средство интеграции нации, как тигль, в котором выплавляется единство. В условиях малоинтегрированных наций политические образования будут отражать племенные или региональные противоречия. Если нет чувства национальной общности, многопартийность рискует выродиться в сепаратизм.
Зато единственная партия позволяет гармонично сочетать необходимое единство и реальное многообразие. При этом единственная партия интегрирует множество этнических, политических и экономических группировок. Она тем самым выступает как структура выражения самых разных интересов и течений без угрозы национальному единству. Эта единая структура сдерживает или смягчает проявление факторов, которые обусловлены различиями в "плюральных обществах". Однопартийная система — это тигль, в котором должны расплавиться местные особенности. Она оказывается катализатором "национальной интеграции".
б/ Единственная партия выступает и как инструмент экономической и социальной модернизации, которая мобилизует силы общества. Ведомые ею массы более восприимчивы к дисциплине, которая необходима для успеха политики планового развития.
Единственная партия, способная "агрегировать" разные интересы, обеспечить политическую социализацию и подбор руководящих кадров, а также содействовать "распространению информации о политике", когда нет надежных средств массовой коммуникации, находится на виду, доступна, что способствует достижению многих, если не большинства поставленных задач.
в/ Единственная партия отражает социальную однородность. С точки зрения марксизма, политические партии являются выразителями общественных классов и их интересов. Поэтому если в обществе только один класс, то должна существовать лишь одна партия. Многие просоциалистические африканские руководители отрицали наличие классов или по крайней мере классовых антагонизмов. Борьба классов и, следовательно, партий немыслима среди населения, состоящего из крестьян, пастухов и рыбаков.
Роже-Жерар Шварценберг. Политическая социология. 1992.