Найти в Дзене
Русские сюжеты

3 года за хулиганство и 10 за измену Родине Часть 1

До отправления автобуса оставалось минут десять. Поднялся в салон и подошёл к своему месту. На соседнем сидел попутчик. Поздоровался и расположился в кресле. На руках соседа была отражена нехитрая зоновская биография. В это время в салон вбежала запыхавшаяся девица лет тридцати и стала устраиваться на сидении перед нами. На открытых руках и шее красовались замысловатые узоры наколок или тату, как это модно говорить. Представляю, пройдут годы, поменяется мода и внучок спросит бабулю: За что ты бабушка срок мотала? Только это её дело. Мне эти узоры не понятны. Поэтому ещё раз взглянул на руки соседа.

- Сравниваете? – спросил он.

- Нет, у вас всё понятно, а там абстракционизм, - ответил ему.

Он улыбнулся: Да, такого определения ещё не слышал, но подходит даже ко мне, - с улыбкой ответил он.

Я промолчал, не поняв его ответа. Только в этот момент автобус тронулся в путь. Сосед поинтересовался, далеко ли еду. Я ответил, так и завязался непринуждённый разговор. Перешли на ты, поскольку были почти одного возраста. Через полчаса я спросил Фёдора о его непонятном ответе про наколки.

- Да я это слово примерил на то, что сделал, в определённой степени подходит, - сказал он задумчиво, рассказав затем историю из разряда и смех и грех.

Лето, каникулы, маленький хутор в горах. У пацанов времени хватало и на помощь старшим и на отдых. Ватага ребят от 14 до 18 лет относила себя к взрослым, поэтому и на танцы ездили на мопедах и мотоциклах в соседние сёла и время проводили вместе. Бензину в те годы было вдоволь. Поэтому у одних были моторчики, другие располагали мопедами – был только у Толика «Riga» - редкость по тем временам. Зато у других настоящие мотоциклы «Минск» и пара «Восходов». Кататься по одной длинной и единственной улице хутора им особо не давали. Кому понравится рёв мотостада в 9 голов? Даже родителям не говорили. На дорогу мог выйти дед или бабка с плёткой и отходить ездаков. Да ещё потом и дома можно было получить, что шум устроили, да пыль подняли. Поэтому до такого не доводили. Раз, два проехали и уходили на дороги, которые вели к другим сёлам. Машин мало – езжай – не хочу! Ездить можно было хоть целый день. Подъехал на мехдвор и взрослые тебе 72-м или 76-м бензином полный бак зальют. Иногда доходило до абсурда, когда содержимое цистерны, установленной на ГАЗоне, попросту сливали в заросли, ибо этот бензин уже был списан.

Только целый день кататься тоже надоедало. Пацаны отдыхали, как могли. С утра они помогали взрослым по хозяйству, собирали груши или черемшу в лесу, одним словом дел хватало. Потом было личное время. Катались, играли в казака – разбойника, в войнушки, в футбол, волейбол. Вечером могли на танцы съездить. Только это редко обходилось без драки с хозяевами танцплощадки. Зачем эту девушку пригласил? Почему меня задел? Зачем рубашку не того цвета одел? Одним словом хватало поводов.

Ещё они ходили на озеро, которое находилось в трёх километрах от хутора. Водоём питала небольшая речушка или большой ручей – как посмотреть. В период дождей поток, конечно, был хорошим. Озеро было небольшим – метров 100 в длину и 40 – 50 в ширину. Пацаны соорудили там два плота, на которых устраивали гонки, ныряли на средине озера, играли в пиратов. Приятно было почувствовать себя взрослым. Поплавав и наигравшись, пекли картошку, жарили на палочках рыбу, а потом уплетали с хлебом, огурцами и помидорами, прихваченными из дома, посолив крупной солью. После этого можно было покурить. Курили самые старшие, а остальные только приобщались. В ход шли «Прима», «Памир» и «Беломор», которым разжились тайно из родительской пачки. У Кольки был настоящий портсигар, в котором он носил исключительно сигареты с фильтром – болгарские «Стюардесса», «OPAL» или наши «БАМ», «Дорожные» - это был шик. Он нажимал на кнопочку, и портсигар плавно открывался. Оттуда сразу же шёл табачный аромат, да и вид ровно уложенных сигарет, перетянутых посредине плетёной резиночкой, внушал уважение.

Было у хуторских ребят ещё одно увлечение. Манила их тяга к путешествиям и открытиям. Поэтому в округе километров десяти не было гор, на которых бы они не побывали. Деревья, поляны, встречи с дикими животными – это по пути. Затем, с выбранной для остановки площадки на очередной вершине, они смотрели в дали. Зрелище было изумительное, будь то вид главного Кавказского хребта, который виднелся в дали, или череда лесистых гор, волнами уходящая к горизонту. Летом вид приобретал один колорит, а осенью играл разноцветными красками. Сказка, да и только! Вот в такие дальние походы они и выбирались изредка. Хочешь или нет, а пройти надо было приличное расстояние. Времени на это не всегда хватало. Пацаны родились и выросли в горах, поэтому с природой шутки не шутили.

Вот так и наметили они на следующий день пойти на Седло – гору, с которой открывался отличный вид на Кавказ. Только с вечера зарядил дождь, который шёл два дня. На третий день с утра даже тряхонуло немного. Подземными толчками местных не удивишь. Не часто, но бывают. Этот был балла два не больше. После этого пролетела неделя. Первый день и по дороге трудно было пройти – всё размокло, не то, что в горы переться. Только солнышко свою работу знает. Через неделю пацаны пошли в поход. Расстояние было дальнее. Маршрут ребятам был известен. Шли быстро по лесной прохладе. Временами останавливались передохнуть в определённых местах, где были поваленные деревья, приспособленные под скамьи. Ведь не просто так они шли сюда не в первый раз. У них здесь всё чики – пики! На полпути остановились на привал. Лёшка отошёл в сторону.

- Пацаны, сюда, быстрее! – раздался через пару минут его голос.

Реагировали ребята всегда быстро – причина призыва может быть разной. С палками, а Колян и Митяй с ножами подбежали к Лёхе.

- Смотрите, - показывал он им на склон горы.

В горе зияла пещера. У её входа был вал из земли и камней, который до этого загораживал вход. Вроде бы ничего необычного, только половину входа загораживала масксеть.

Старшие - Колян, Митяй и Димон пошли внутрь, подсвечивая себе фонарём.

- Пацаны, айда к нам, - раздался из пещеры их призыв.

Остальные не спеша прошли по тоннелю метров десять длинной и оказались в зале пещеры. Фонарь скользил по сторонам, открывая ребятам невероятные находки. Такой удачи они себе и представить не могли!

(Продолжение следует)