Есть известная модель 4 уровней компетентности («Круг обучения»). Я хочу её переложить на тему уникальности. #Уникальность – одно из наших «мАстерских» направлений, которым мы будем заниматься в течение двух месяцев проекта «МираТворение».
А пока я расскажу о модели уровней компетентности.
Её вы можете применить к себе вообще или к какой-либо конкретной сфере, независимо от вашего возраста.
1 уровень: «Не знаю, что не знаю». Позиция ребёнка, который только знакомится с миром. Его ум ещё свеж, не загружен структурами знаний. Растущий человек нащупывает области интересов и пока не остановился на чём-то определённом. Кругозор находится в активной фазе. Ещё нет осознанности: ребёнок не может сказать чётко «Я этого не знаю».
Что может помешать развитию? «Всеядность» без конца.
2 уровень: «Знаю, что не знаю». Позиция подростка. У него уже есть увлечения, авторитеты, пробы в какой-либо области. Подросток жаден до знаний, которые только начинают накапливаться, но пока далеки от умений. Ему хочется (или приходится) учиться, потому что он знает, что ему предстоит познать для погружения в интересующую тему.
Что может помешать развитию? Излишняя уверенность в достаточности полученных знаний. И неуверенность в том, что их всё же можно освоить.
3 уровень: «Знаю, что знаю». В позиции взрослого человек может с легкостью составить резюме: выдать список своих навыков, наработанных через реализацию знаний и умений. Компетентность переросла в профессионализм или даже в передачу знаний другим людям. Ум нашпигован ими.
Что может помешать развитию? Страх перешагнуть свой «потолок», вновь оказавшись в позиции незнайки.
4 уровень: «Не знаю, что знаю». В позиции старца (мудреца) компетенции из области ума переходят в бессознательное. Это как приготовление вкуснейших блюд без рецептов или вождение на внутреннем автопилоте. Такой человек может сделать сам всё легко и идеально, но уже затрудняется кого-то научить (важно: уже, а не ещё), потому что его ум свободен. И из-за этого он может чувствовать, что ничего не знает, но утверждать, что «всё просто».
Что может помешать развитию? Потеря любопытства. Если оно есть, круг обучения возобновляется в области других интересов.
Что ещё важно отметить? Как всегда: возможны квантовые скачки сразу с 1-го уровня на 4-ый – из почемучки в виртуоза.
#компетентность #кругобучения #бессознательное #осознанность #резюме