Найти тему
SILVERCHAIR

Научная фантастика из 80-х -- это нечто (ИМХО)

Оглавление

Я часто люблю шутить, что фильмы 80-х годов ХХ века я узнаЮ по музыке с вероятностью 99%. Знаете, в то время была популярна такая "космическая" музыка с загадоШными синтезатором и иониками. Хороший пример вот этого -- мультик "Тайна третьей планеты". Или "Вампиры Геоны", правда, это уже 1991 год, но все равно задел остался.

Как раз в 80-е годы (больше конце, конечно) наступает расцвет научной фантастики, которая массово издается и экранизируется. Получается в основном треш, мало что дотягивает до шедевральной "Кин-дза-дза!"

Вот, например...

"Крик дельфина" 1986г.

Источник: Кинопоиск
Источник: Кинопоиск

"Архелон" -- вершина инженерной мысли и главный аргумент в негласном противостоянии одной западной страны (какой, не уточняется, но мы-то все понимаем) с коварными Советами. "Архелон" -- атомная подводная лодка, оснащенная передовыми образцами оружия, должна выйти в свой почетный рейс. Экипаж будут провожать с помпой, бить шампанское о борт и снимать все на камеру. Ну и платочками махать на прощание.

И тут - раз! - в кадре появляется Песков! Я аж подпрыгнула от неожиданности. А он подмигивает мне с экрана и наигрывает что-то классическое на фортепиано. И его обнимает не Навка, и даже не ВВП, а какая-то длинноволосая чаровница... та не, это ж помощник капитана Рооп, он вообще к этим всем товарищам отношения не имеет никакого, он грустит перед отправкой в длительный рейс.

Командир Рейфлинт прощается со своей женой. Та, косплея макияжем печальную панду, упрекает его, что он вечно в своей работе, вечно уходит в море, а она, несчастная, ждет его на суше. Знала бы, попросила родителей назвать ее не Никой, а Пенелопой, которая тоже как дура сидела и ждала своего гулену-супружника.

- Дак я деньги домой приношу, дорогая!
- А тебе не могут платить только за то, что ты красивый?
- Эммм... нет...
- Странно, мне могут, а тебе нет... ну и кто из нас лох?

Как бы то ни было, "Архелон" отправляют в море. К удивлению экипажа, к ним в нагрузку подбрасывают психолога Бармалея Бар-Маттая, который ходил по берегу и грустно смотрел на дельфинов, а теперь будет изучать взаимоотношения человеков в замкнутом пространстве.

Косплеить панду тоже надо уметь, понимаете ли! Источник: Яндекс.Картинки
Косплеить панду тоже надо уметь, понимаете ли! Источник: Яндекс.Картинки

Все идет своим чередом, подлодка заходит в гавань небольшого острова, чтобы экипаж мог перед длительным походом пополнить запасы и отдохнуть, на этот же остров рванула Навка супруга Роопа, выдав в ночном клубе зажигательный танец с матросами, а лукавый Стюарод умудрился под шумок спереть танцовщицу-акробатку Катарину и тайно доставить ее на "Архелон", чтобы научить играть на флейте и скрасить свой поход.

Хорошо, что может пойти не так? При условии, что четыре шахты не заполнены новым сверхсекретным биологическим оружием, то ничего. Но только не в этот раз. Одна боеголовка с боевым вирусом дает трещину, вирус не просто вырывается на свободу, но еще под действием радиации не будь дурак мутирует. И заражает весь экипаж. Люди начинают ... бронзоветь. В некоторых случаях пропадает чувствительность к боли. Других симптомов нет.

Капитан докладывает про обстоятельства на сушу. Там сначала хватаются за голову: людей-то можно изолировать и отправить на карантин на один из необитаемых островов, соорудив там на скорую руку что-то вроде лепрозория, а вот субмарину придется дезинфицировать и это...дорого, ОЧЕНЬ дорого.

Проклиная все на свете Министр уже считает убытки, когда рождается еще одна идея: а не оставить ли все, как есть? Работоспособности атомного "Архелона" хватит еще лет на пять, пусть они себе и плавают, а к тому времени сдохнет либо ишак, либо падишах лекарство-то найдем, да и возможно вирус сам по себе помрет.

Но это как-то негуманно такие эксперименты над людьми ставить... - возразил кто-то "умный" и совестливый.

А мы им самим предложим выбор.

На очередном сеансе видеосвязи с субмариной сам Министр толкает речь и предлагает:

Или мы вас изолируем на острове, а лодку распилим на чермет (качает головой), или вы останетесь на боевом дежурстве до того времени, пока мы не найдем лекарство, что будет оплачено вам по двойному тарифу (кивает), выбирайте.

Экипаж под надзором дергающегося ока Министра выбирает второй вариант...

Тем временем достается Катарине -- от нечего делать моряки делают вывод, что она виновата в их болезни, так как она единственная из обитателей "Архелона" не покрылась бронзой, ее хватают, засовывают в торпедную шахту и... Стюард, обнаруживший это, сходит с ума от горя, достает из шахты морскую звезду, нарекает ее Катариной и просит Бар-Маттая их поженить.

- Так я ж вроде не батюшка и даже не тетя из ЗАГСа, я психолог...
- Да какая теперь разница?

А ведь это первые звоночки безумия... Знали бы ребята, что им предстоит валандаться по морю в лодке следующие три года, то не стали бы так легко разбрасываться сочными женщинами.

Вот очередная годовщина рейса. Восторженные сеансы видеосвязи с родными теперь сменяются новостями, из которых капитан Рейфлинт узнает, что его панда Ника вышла замуж за Бората магната из ОАЭ. Жизнь отымела смысл. Все начинают понимать, что лекарство от неизвестного вируса уже давно никто не ищет, у общественности другие интересы, вон, космическая программа сама себя не освоит, какая еще подлодка???

По согласию с экипажем, капитан имитирует гибель "Архелона" (Министр с облегчением выдыхает, все рассосалось само собой) и теперь они уходят в честные пираты: начинают нападать на круизные лайнеры в Бермудском треугольнике, грабить, топить и морально разлагаться, к тому же, у них в руках есть ядерное оружие, способное за несколько минут уничтожить уж если не весь мир, то его половину точно.

Когда задали очередной глупый вопрос про президента. Источник: Яндекс.Картинки
Когда задали очередной глупый вопрос про президента. Источник: Яндекс.Картинки

"Крик дельфина" трешовая и не очень удачная попытка поиграться в фантастику с элементами хоррора. И остается только удивляться, как фильм по сценарию (и книге) Николая Черкашина с хорошим актерским составом (Ивар Калныньш, Донатас Банионис, Армен Джигарханян, Паул Буткевич) смог в итоге стать полным провалом? В нем как-то все нелепо, истерично и нарочито: вот вам загнивающий запад, для которых люди ничто, где нет настоящей любви, где можно спокойно похитить из бара понравившуюся девушку, надавав нунчаками по сусалам ее партнеру по номеру, где можно запросто похоронить в океане подлодку с экипажем и забыть о ней, переключившись на что-то другое. Диалоги между капитаном и психологом о природе человека, добре и зле, жизни и смерти не раскрывают их душу, а наоборот, перегружают фильм и делают его скучным. Так и хочется сказать: хотите снимать хоррор, так и снимайте его, не нужно вот этого вот "To be or not to be..."

И ведь можно было сделать конфетку, можно! Но получилось то, что получилось. Даже периодически мелькающие в кадре пышные формы Катарины без прикрытия одеждой, даже красавец Ивар, даже зажигательная "I will survive", имхо, не спасают этот фильм.

Вывод: "Вместо бомб, ракет и напалма, постройте лучше лепрозоооорииий" (с)

"День гнева" 1985г.

Источник: film.ru
Источник: film.ru

Дональд Бетли известный журналист-документалист. Про него выпускают передачи, ему вручают всяческие награды, он славится своими скандальными и шокирующим фильмами-разоблачениями. Нет, никакой чернухи и желтухи, просто честный рассказ и "показать все, что скрыто". Ясное дело, что его не очень рады видеть там, где обстряпываются темные делишки, а у Бетли прямо нюх на такое, его так и манит залезть и раскопать.

Дональд живет в дорогой квартире с панорамным видом, своей террасой и бассейном прямо в квартире, у него жена Энн -- красавица, каких поискать и четверо очаровательных детей. Но он не может просто сидеть под розовым кустом, попивая коктейль и наслаждаясь своим очередным интервью по телевизору, ему снова нужно ехать ... на этот раз мысли журналиста занимает так называемый Заповедник, уникальный и самодостаточный мир, куда практически не пускают посторонних и где, кишками чует Бетли, творится что-то интересное (в Северную Корею намылился, не иначе).

Наконец Дональда приглашают на финальную беседу, по итогам которой вынесут вердикт, дадут ли ему допуск в Заповедник...Дональд садится в машину, чтобы ехать на беседу и... теряет сознание.

Фух! Неизвестная лаборатория, Дональд лежит опутанный проводами для снятия ЭЭГ, а какой-то доктор с протокольным противным лицом выносит вердикт: "Подойдет".

Жух! Дональд снова у себя в машине, но чувствует себя не очень. Возвращается домой и получает подтверждение, что допуск в Заповедник получен, вот прямщас можете паковать купальник оборудование и ехать снимать.

Добраться туда, кстати, трудно. Сначала на лодке, потом на вертолете, да еще нужно соблюдать некие правила: никакой еды "извне". Никакого оружия, даже коле-режущего. В Заповеднике живут фермеры, обрабатывающие землю и ведущие натуральное хозяйство, на фермах имеется связь с внешним миром, но она используется только для того, чтобы вызвать вертолет, другие личные звонки запрещены.

Пилот сдает журналиста на руки леснику Меллеру (дак то ж Кнyров!!!), который должен сопровождать гостя и показать ему все. Меллер -- совершенно неразговорчивый человек, едет себе на лошади, пыхтит трубкой и не хочет интервьюироваться.

На ночь они останавливаются в доме одного из фермеров, где Бетли подмечает странность: младший сын фермера ну совершенно невозможный ребенок. Мало того, что он дурно воспитан, позволяет себе грубые выражения в адрес отца, матери и гостя, так еще родня его боится, как прокаженного, стараясь сразу дать парню то, чего он просит, чтобы тот поскорее от них отстал. Единственный, кто не пляшет под дудку малолетнего арбузера -- Меллер. К нему мальчик быстро теряет интерес, а вот журналиста подкалывает, помножив в уме пятизначные числа (причем правильно, Бетли потом на досуге на калькуляторе Сасио проверил).

И чего тебе дома не сиделось, мужик? Какой чертзанес тебя на наши галеры??? Источник: Яндекс.Картинки
И чего тебе дома не сиделось, мужик? Какой чертзанес тебя на наши галеры??? Источник: Яндекс.Картинки

Решив, что всемой виной редкое генетическое заболевание у ребенка, Бетли тем не менее решил порасспрашивать местных поподробнее.

Он выясняет, что вместе с обычными людьми в Заповеднике живут отарки -- существа, которые забирают к себе детей фермеров и что-то с ними делают, после чего дети становятся безэмоциональными и даже жестокими, но жутко умными, как тот паренек с фермы. Этими действиями отарки разрушили не одну семью, лишив их счастья, переделав их детей.

Ночью отарки приходят к Бетли, они предлагают ему сделку: он отдает им камеру со всем, что он наснимал, а они ему миллион свободу и жизнь. Бетли сначала соглашается, но потом, как самый что ни на есть скандальный журналист, отпугивает их единственным ружьем, принадлежащим Меллеру. Когда отарки вместе с лошадьми убегают восвояси, Дональд потрясает кулаками и устраивает истерику: " Да шош тут в вашем дурдоме происходит!!!"

Меллер, глядя на все это, наконец (на N-ный день "экскурсии") начинает рассказывать: давно в Заповеднике была секретная лаборатория доктора Фидлера, где он проводил опыты с животными и вывел новый тип: они могли говорить, обладали очень высоким интеллектом и страдали (нет) от отсутствия эмоций. Получив таких интересных зверушек Фидлер обрадовался, отпустил их на волю (по официальной версии доктора "подопытные бежали"), а сам свинтил в цивилизацию смотреть созданное им реалити-шоу дом2.

Отарки очень быстро освоили лабораторию доктора Фидлера и начали штамповать из детей местных жителей себе подобных, правда не таких волосатых. Их главная цель: улучшить несовершенное создание "человек" и сделать новую расу людей (ога, а вы наивно думали, что они эльфов делать будут). От их действий страдают все, но боятся что-то сказать, ибо доктор Фидлер зорко следит за своим детищем и, имея нужные связи, не позволит кому-то вмешаться в дела, творящиеся в Заповеднике. Единственное, чего он боится -- огласки. Поэтому Бетли просто обязать заснять тут все и поведать о творящемся безобразии миру.

Но, конечно же, рассказ будет неполным, если не снять саму лабораторию, а Меллер как раз знает туда потайной ход.

Именно ради этого кадра все смотрят данный фильм, мы его вот тут увидели, расходимся. Источник: Яндекс.Картинки.
Именно ради этого кадра все смотрят данный фильм, мы его вот тут увидели, расходимся. Источник: Яндекс.Картинки.

Фильм снят по одноименному рассказу Севера Гансовского. Думаю, что рассказ более ясно описывает все то, что творится в Заповеднике, по фильму ты скачешь, как по лоскутному одеялу: вот герои едут на лошадях в горах, вот появляются какие-то люди, вот еще люди, скачущие за сеткой-рабицей, вот снова едут, ночуют в заброшенной хижине, размышляя о добре и зле, белом и черном, о "обе белые"... (как любили в те годы вставлять эти философские разговоры в фильмы и книги), а вот уже ррраз! и все произошло, суд и конец фильма. Весь предыдущий час атмосфера накаляется, нагнетается, потом мы видим "отарка" помирающего в шторке для ванной на полу в лаборатории, а потом все кончено.

Шо цэ було?

Я понимаю, что это 80-е, а не 2020 с нашими компьютерными технологиями, но все равно как-то нелепо обыграно. Я не очень люблю научную фантастику в духе "Остров доктора Моро", трудно бы мне пришлось в 80-е.

Вывод: если вы бетете тур в экзотиШскую страну, то прежде всего почитайте отзывы других туристов, возможно, на фиг вам такое путешествие нужно.

#деньгнева #крикдельфина #отзывнафильм #научнаяфантастика #фильмы80х