Найти тему
Захар Прилепин

Московские «Женщины Есенина» в новосибирском «Глобусе»: имя этой теме — любовь

На сцене новосибирского театра «Глобус» с аншлагами прошли три показа резонансной московской премьеры — спектакля Московского художественного академического театра имени Горького. «Женщины Есенина» созданы любовно и тщательно, и результат работы творческой команды впечатляет — в постановке есть подлинная жизнь и страсть, вопросы — с ответами и без, есть поэтический ритм и пульс эпохи, безусловная любовь к каждому из населяющих этот сценический мир женщин и мужчин, из которых все-таки самый любимый — «Знакомый ваш. Сергей Есенин». Знакомый, но другой…

Драматический спектакль по биографической прозе, да еще из серии «Жизнь замечательных людей» — задача сложная, а когда главный герой — поэт, вернее для России «больше, чем поэт», сложная вдвойне. Как избежать канонизации и при этом не скатиться до желтизны, если герой — гений, обожаемый большинством читателей из самых разных групп и слоев, а в его бурной биографии — деревня, гармонь, революция, женщины, скандалы, пьянство, а в финале — окруженное ореолом догадок самоубийство или убийство? Конечно, такой мощный, богатый, как в литературном, так и в фактологическом плане материал, как роман Захара Прилепина «Есенин: Обещая встречу впереди», — великолепный источник, но в жизни героя всего было настолько «через край», что переработать многофигурный и многолинейный биографический роман в пьесу — задача непростая, а наполнить персонажей кровью, жизнью, и внушить зрителям желание пройти вместе с ними через страсть, боль, экстаз, отчаянье, саморазрушение  — и вовсе титанический труд. Как это нередко бывает, труд этот взяли на себя женщины: автор инсценировки Елена Исаева и режиссер-постановщик Галина Полищук представили во МХАТе имени Максима Горького спектакль «Женщины Есенина», абсолютный успех мхатовского сезона 2021—2022 года.

Известно, что первая попытка создания драмы, посвященной жизни и творчеству Есенина была еще в 1926 году, спустя пару месяцев после смерти поэта, а с 80-х годов прошлого века до сегодняшнего дня театральных обращений к жизни и творчеству поэта — множество. В российском театре любят Есенина: яркая личность, драматизм судьбы на фоне переломной исторической эпохи привлекают драматургов и режиссеров, актеры любят читать стихи Есенина, а публика — слушать их.  Но чаще спектакли строятся как синтез биографии и литературно-музыкальной композиции. А вот «Женщины Есенина» — не театрализованная биография, здесь главное — другое. Как сказал гениальный современник Есенина «Имя этой теме — любовь». Почему его так любили женщины? Почему прощали и благодарили, после всей боли, неврозов и разочарований? Почему он сам рвался к ним, а затем — рвал с ними,  почему сам оборвал жизнь, которую так любил?  Кем были шесть «женщин Есенина», которые за два с половиной часа спектакля проводят зрителя через шесть кругов любви, и чем для поэта была любовь — огнем вдохновения или опустошающим душу пламенем...

-2

Постановку представили в Новосибирске благодаря федеральной программе «Большие гастроли», которую реализует Росконцерт согласно всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. Немалую роль в том, что спектакль, ставший сенсацией сезона в театральной Москве, увидели в столице Сибири, сыграл руководитель МХАТа Владимир Кехман. Ранее он озвучил  свое желание показать «Женщин Есенина» в городе, с которым его связывает семь лет плодотворной деятельности.

Создатели «Женщин Есенина» страстно включились в поиск ответов на эти вопросы, и в их спектакле, при всей его целостности, явно виден вклад каждого из соавторов  —  режиссера Галины Полищук, драматурга, автора инсценировки Елены Исаевой, художника-постановщика Айгарса Озолиньша, художника по костюмам Ирэны Белоусовой, хореографа Анастасии Кадрулевой, композитора Сергея Геокчаева, художников по свету Сергея Васильева и Алексея Наумова.

Команде удалось создать масштабный и динамичный спектакль с легко читающейся, но не заезженной символикой в сценографии, где лаконичные декорации, свет, костюмы, музыка и весь звуковой  фон представляют обобщенный образ эпохи и Судьбы.

Основа визуального решения — движущаяся твердь круговой сцены-платформы, над ней — огромный диск-светило, господство черно-белой гаммы с редкими цветовыми вкраплениями, из них три самые яркие — осенняя листва в начале спектакля,  наряды Галины Бениславской в есенинско-осенней гамме, развевающиеся полотна балахонов Айседоры Дункан: первый — кумачовый, второй — белый, но подсвеченный разными цветами. В спектакле символика круга объясняется устами Есенина: солнце — мужское высокое начало, женское — земля и телесный низ. Но огромный светящийся круг над сценой — это еще и сам Есенин с его пылающим, притягательным и обжигающим даром, это луна его беспутных ночей, это вспышки фотокамер, это мучительный свет ламп в психиатрической лечебнице, а кроме того, благодаря потрясающей работе художников по свету, он напоминает луч киноаппарата, транслирующего зрителям кинохронику жизни Есенина. Этот сухой взгляд документального кино поддерживает и пластический рисунок спектакля — в  постоянном движении персонажей по сцене, в эффекте замедленной съемки в сценах кабацких драк, в стремительной смене планов и декораций.

Работа хореографа заслуживает отдельного внимания: помимо уже упомянутого «слоу мо», невероятно выразительны в спектакле танцевальные композиции — ироничный дуэт Есенина (Андрей Вешкурцев) и Мариенгофа (Николай Коротаев), пронзительные по эмоциям пластические этюды Есенина с Галиной Бениславской (Агния Кузнецова), танец Айседоры Дункан (Екатерина Волкова), решенный полетом её развевающихся одежд, отсылающих к тому самому шарфу… Спектакль интересен и в музыкальном плане: музыка Сергея Геокчаева —  вполне современная, но с ярким ароматом ретро — звучит цельно и гармонично с вставленными в нее фрагментами композиций 10-х и 20-х годов XX века.

Декорации в постановке лаконичны — стул  и  стол, как во многих есенинских пристанищах, видавшая виды кровать — одновременно и свидетель сумасшедших страстей, и больничная койка, ванна — купель всеочищающей и всепрощающей любви, пианино.  Есть много интересных находок: корова, которую доит мать Есенина (Екатерина Стриженова) — это белье, развешанное на веревке, младенцы — свертки из пеленок, ретро-«Форд» через Америку и Европу переносящий действие в рязанскую деревню на посевную или уборочную… Есть в постановке девушка с баяном (Мария Тугускина)  и девушка-береза (Ирина Слоневская), молчаливо передвигающиеся по сцене. Без них, мне кажется, спектакль не стал бы менее сильным и ярким, но и это тоже — Есенин, а точнее — миф о нем.

Актерский состав спектакля — безусловная удача. Роль Есенина — впечатляющая, очень достойная работа Андрея Вешкурцева. При внешнем сходстве с персонажем, чувствовалась еще и большая внутренняя работа. Есенин у Андрея получился легким, азартным, дерзким. Артист играл с запредельной самоотдачей, ярко и напористо. Ему удалось  показать, как через браваду и самомнение героя разрастается, разрывая его изнутри, душевная опустошенность, которую ничто не в силах заполнить. Андрей играл не поэта, и стихи читал не как поэт, а по-актерски, но, вероятно, это сделано с той целью, чтобы  есенинская поэзия звучала современно, была близка сегодняшнему зрителю. Но все-таки немного не хватило мне в этом Есенине притяжения, того магнетизма личности и таланта, который способен был увести за собой любящих женщин даже в  могилу.

Главная из женщин в постановке — мать, непрощенная боль детства, причина, по которой Есенин не мог доверять ни одной из любящих и любимых. «Эти гордые лбы винчианских мадонн я встречал не однажды у русских крестьянок», — это о Екатерине Стриженовой в роли Татьяны. Статная и решительная, с резковатой речью с рязанским выговором — в этой женщине чувствуется внутреннее достоинство, даже гордыня. Нет в ней вины перед мужем, перед оставленным на несколько лет сыном, нет сожалений. Любовь к сыну, сочувствие к мужу — есть, а раскаяния — нет. Выразительный и сильный образ, мастерская работа актрисы. А резкая прямота и сила характера сближает этот образ с другой женщиной Есенина. Глубоко проработана и прочувствована Алисой Гребенщиковой роль Зинаиды Райх. Ее хрупкая Зина как магнит притягивает внимание зрителя:  с вызовом в каждом жесте, независимая в суждениях, революционерка по духу, но при этом женственно-манкая, чувственная. На сцене Вешкурцева и Гребенщикову как  будто окружает энергетическое поле — так ощущается из зрительного зала глубокая связь и высокий градус напряжения в этой паре. Айседора Дункан Екатерины Волковой покоряет нездешней красотой и шармом. Пронзительная игра, отпечаток трагедии во всем хрупком облике актрисы, обнаженная страсть в каждом слове и движении, безоговорочное принятие этой мучительной и горькой любви, материнское всепрощение   теперь не позволяют иначе представить Айседору.

-3

Мне представляется, что Галина Бениславская не отпускает Агнию Кузнецову еще долго после спектакля. Мастерство актрисы здесь на такой высокой ноте, что душевная нагота Бениславской, ее болезненная, безнадежная преданность в сочетании с особенной нервной пластикой, кроме сочувствия и желания защитить иногда вызывает смесь раздражения и неловкости, чувство, что заглядываешь в чужой интимный дневник. Нельзя не сказать о трогательной Екатерине Ливановой, сыгравшей бескорыстную, ангельски-нежную Анну Изряднову, о Наталии Медведевой в роли Софьи Толстой — светлой, оптимистичной, искренне уверенной, что она нужна Есенину, что может спасти, излечить.

И пусть спектакль называется «Женщины Есенина», мужчины на сцене тоже заслуживают внимания. Николай Коротаев в роли Мариенгофа — остроумен, язвителен и крайне обаятелен, благодаря его персонажу в первом действии присутствовал дух молодой бесшабашности и хулиганства. В роли отца Есенина — заслуженный артист РФ Максим Дахненко. Мастеру удалось сдержанными и даже несколько скупыми приемами выразить и силу любви героя, и глубину душевной драмы.

В целом спектакль оставляет легкое чувство зрительского голода, поэтому неудивительно, что многие московские зрители ходят на него по нескольку раз, а новосибирцы все три спектакля подолгу не отпускали артистов со сцены и не позволяли занавесу закрыться — до тех пор, пока Андрей Вешкурцев не требовал: «Закрывайте!».

Марина ИВАНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото Алексея ЦИЛЕРА