О датах начала Гражданской войны есть несколько мнений. Одни исследователи связывают начало конфликта с Октябрьской революцией — первые «очаги» появились в ноябре 1917 года (формирование Добровольческой армии, Выступление Краснова-Керенского, заявления атаманов Каледина и Дутова о непризнании власти большевиков).
Другие указывают на фактор Чехословацкого корпуса, «вступление в дело» которого привело к полномасштабной Гражданской войне на востоке России. «Фронтовая борьба» вообще больше характерна со второй половины 1918 года.
Но следует отметить, что первые «всполохи» Гражданской войны заметны ещё до прихода к власти большевиков. К примеру, Корниловское выступление (сентябрь 1917 года). Впрочем, сегодня речь пойдет не о нем.
Речь пойдет о явлении менее известном, но, де-факто, более масштабном (и даже более интересном). Как в плане продолжительности, так и в плане потерь.
Речь идет о буквальном «расколе» Русской армии на две части. Де-факто мы видим буквально «будущих белых» и будущих «красно-зелёных».
С одной стороны — большая часть пехоты, большинство «живой силы». Они не желают атаковать, многие — дезертируют. Кто-то занимается уже прямым криминалом. Целые полки отказываются исполнять приказы.
Тогда против них отправляют сторонников «продолжения войны до победного конца». В основном это «элитные части» — ударные батальоны, кавалеристы, артиллеристы, казаки, даже бронеавтомобили использовались.
Именно тогда, летом 1917 года, проявили себя будущие «корниловцы и дроздовцы». Собственно, вот что пишет сам полковник Михаил Гордеевич Дроздовский:
«...уже 1 августа разразился скандал, — поголовное бегство полка, целые вереницы беглых тянулись мимо штаба... я решил покончить со свободами и приказал бить и стрелять беглецов. Этими крайними мерами, широким применением палок и оружия удалось восстановить кое-какой порядок...
На другой день сразу же были приняты меры, самые крутые, офицеры наблюдали за цепями, всё время с револьверами в руках, позади я расставил разведчиков и всякая попытка к бегству встречалась огнем...» (с) М. Г. Дроздовский. Дневник.
В дальнейшем «дроздовцы» станут одной из наиболее боеспособных частей Добровольческой армии. Впрочем, весьма суровой.
Разумеется, многое зависело от наличия на том или ином участке фронта волевого командующего. Помимо М. Г. Дроздовского, не следует забывать и о Л. Г. Корнилове. Он был сторонником возвращения смертной казни (отмененной «временными» весной 1917 года), в итоге своего частично добился: в июле 1917 года казнь на фронте вернули.
Такую меру применяли как к криминальным элементам (которых, разумеется, было немало в таких условиях), так и к агитаторам левых партий (прежде всего большевиков и анархистов) или даже к недовольным рабочим-саботажникам.
«Корниловцы», кстати, официально появились ещё до Гражданской войны. Корниловский ударный полк возник как раз летом 1917 года, кадры формирования в дальнейшем были активными участниками Гражданской войны со стороны белых. Вообще, «ударники» часто использовались как средство борьбы с прочими частями. В «ударники» шли офицеры и солдаты-добровольцы.
«Ударные батальоны были успешно использованы командованием для усмирения нескольких крупных военных мятежей: например, на Румынском фронте они обезвредили бунтующие войска 163-й пехотной дивизии, создавшие, под руководством прапорщика Филиппова, независимую «социалистическую республику»...
На Юго-западном фронте они разгромили мятеж VII Сибирского корпуса...» (с) Н. Г. Росс. Ударные части в Русской армии (весна и лето 1917 года).
Тут кто-то скажет: ну и что? Разве ж это «Гражданская война»? Так, разгон недовольных солдат и борьба с дезертирами.
Вот только а) определения Гражданской войны бывают разные (в том числе повстанческие действия и даже отдельные столкновения, вроде Выступления Краснова-Керенского, часто входят именно в раздел «Гражданская война») и б) это были, местами, реальные бои! С сотнями пострадавших и десятками убитых (!) за один раз.
В конце концов, у восставшей пехоты ведь оружие тоже было. А восставали летом 1917 года уже просто целыми полками, иногда — под руководством местных офицеров. Что с такими делать? Правильно, артиллерия и броневики!
Злая ирония: к 1917 году со снарядами в Русской армии дела стали получше. Вот только... использовали их часто уже не против немцев...
В июле 1917 года восстали полки 46-й дивизии. Для их подавления пришлось привлекать артиллерийские батареи и казачьи полки.
«В 5 часов 20 минут артиллерия открыла огонь на поражение, пулеметные команды также присоединились к обстрелу... В результате обстрела карательным отрядом пострадало 154 человека, из них 48 было убито...» (с) И. С. Ратьковский. Восстановление в России смертной казни на фронте летом 1917 года. Журнал «Новейшая история России».
Сами понимаете, как после такого «обожали» друг друга упомянутые части разваливающейся Русской армии. Участником таких акций был и племянник «того самого» П. А. Столыпина, Аркадий Александрович Столыпин. Тоже будущий белогвардеец, кавалерист.
Его отряд подавлял выступления аж до самого октября 1917 года, в Калуге в бою использовались как кавалеристы-драгуны, так и бронеавтомобили! Характерно, что сам А. А. Столыпин потом и Гражданскую войну описывал как сплошное «подавление мятежников».
Характерно, что «временная власть» в лице А. Ф. Керенского и прочих эсеров была довольно мягкой, «бунтовщиков» часто миловали. Офицеры и ударники, зная об этом, старались решать вопросы на месте.
Вот такое отношение этих двух частей бывшей Русской армии друг к другу и стало своеобразным «прологом» Гражданской войны. Мнение моё личное и на нём не настаиваю...
Интересные каналы, которые вы можете поддержать.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.