Публикуем мнение лауреата Нобелевской премии по экономике (2001) Джозефа Ю. Стиглица из журнала латиноамериканских левых сил «С нашей Америкой». Это электронное издание Ассоциации «За единство нашей Америки» (Ауна-Коста-Рика), редактор: Андрес Мора Рамирес).
Не разделяя некоторые положения статьи Д. Стиглица, считаем, что в словах знаменитого ученого есть много поучительного и для России.
Если США собираются вступить в новую «холодную войну», они должны понять, что им нужно для победы. Холодные войны, в конечном счете, выигрываются мягкой силой притяжения и убеждения.
Похоже, США начали новую «холодную войну» сразу с Китаем и Россией. И наше государственное руководство представляет это как конфронтацию между демократией и авторитаризмом, что вызывает подозрение, особенно когда это же руководство активно ухаживает за таким систематическим нарушителем прав человека, как Саудовская Аравия. Подобное лицемерие заставляет думать, что, по крайней мере, частично, на карту поставлена глобальная гегемония, а не вопрос ценностей.
После падения «железного занавеса» США в течение двух десятилетий были несомненным номером один в мире. Затем последовали катастрофические войны на Ближнем Востоке, финансовый крах 2008 года, рост неравенства, эпидемия опиоидов и другие кризисы, которые, казалось, поставили под сомнение превосходство нашей государственной экономической модели. Кроме того, в дополнение к победе Дональда Трампа на выборах, попытке переворота на Капитолийском холме, многочисленным убийствам в перестрелках, попыткам подавления избирателей Республиканской партией и росту конспирологических культов, таких как QAnon, есть более чем достаточно доказательств, чтобы думать: некоторые аспекты политической и социальной жизни Америки стали глубоко патологическими.
Конечно, Соединенные Штаты не хотят утратить первенство. Но превзойти Китай в экономическом плане просто неизбежно, независимо от того, какой официальный показатель используется. Мало того, что население Китая в четыре раза больше, чем в Соединенных Штатах, но его экономика также выросла в три раза за многие годы, Китай, по сути, уже превзошел США по паритету покупательной способности в 2015 году.
Хотя Китай не начал прямую стратегическую конкуренцию с США, сигналы ясны. В Вашингтоне существует двухпартийный консенсус относительно того, что Китай может представлять стратегическую угрозу и самое меньшее, что США должны сделать для снижения риска, — прекратить сотрудничество с ростом китайской экономики. Согласно этой точке зрения, превентивные меры являются оправданными, даже если они подразумевают нарушение правил Всемирной торговой организации, в разработке и продвижении чего Соединенные Штаты приняли значительное участие.
Этот фронт новой «холодной войны» был открыт задолго до российского вторжения на Украину; после чего высшие государственные чиновники призвали не отвлекать внимание от реальной долгосрочной угрозы — Китая. Поскольку экономика России примерно равна по размеру экономике Испании, ее многосторонний союз с Китаем, похоже, не имеет большого экономического значения (хотя ее оперативность в подрывной деятельности по всему миру может оказаться полезной для ее крупнейшего южного соседа).
Но воюющей стране необходима стратегия, а США не могут выиграть новую гонку между великими державами в одиночку; им нужны друзья. Его естественными союзниками являются Европа и другие развитые демократии по всему миру. Однако Трамп сделал все возможное, чтобы оттолкнуть их, и республиканцы (которые до сих пор полностью привязаны к нему) дали широкие основания сомневаться в том, что США — надежный партнер. Кроме того, США также должны завоевать добрую волю миллиардов людей в развивающихся странах; иметь не только цифры на своей стороне, но и гарантировать себе доступ к критически важным ресурсам.
Чтобы завоевать мир, США придется вернуть много утраченных позиций. Здесь не помогает их долгая история эксплуатации других стран, как и глубоко укоренившийся расизм (сила, которую Трамп направляет умело и цинично). Последний пример — вклад государственных властей в «вакцинационный апартеид» в глобальном масштабе, благодаря чему богатые страны получили все необходимые дозы, в то время как люди из бедных стран оказались брошены на произвол судьбы. Между тем, противники США в новой «холодной войне» помогали им — по себестоимости или по более низкой цене — наращивать потенциал для самостоятельного производства вакцин.
Отсутствие доверия усиливается и в связи с изменением климата, что непропорционально влияет на страны глобального Юга, наименее подготовленные к борьбе с этим явлением. Хотя основные рынки развивающихся стран сегодня стали главным источником парниковых газов, совокупные выбросы в США остаются самыми большими. К тому же развитый мир продолжает увеличивать выбросы, и, что еще хуже, он даже не выполнил свои скудные обещания помочь бедным странам справиться с последствиями климатического кризиса, вызванного богатыми странами. Напротив, государственные банки способствуют риску долгового кризиса во многих государствах, часто проявляя извращенное равнодушие к полученным страданиям.
Европа и США очень хорошо учат других тому, что морально правильно и экономически разумно. Но все это неизменно заканчивается установкой: делай то, что я говорю, а не то, что я делаю (это дает понять та настойчивость, с которой выделяются американские и европейские сельскохозяйственные субсидии). Тем более, после Трампа у США больше нет ни права на моральное превосходство, ни доверия к их советам. Неолиберализм и неуправляемая экономика никогда не пользовались большим признанием на глобальном Юге. Теперь США теряют подобное признание повсюду.
В то же время Китай выделяется своей способностью обеспечивать физическую инфраструктуру бедным странам вместо поучений. Правда, эти страны часто оказываются в большой задолженности; но, видя, как западные банки ведут себя в качестве кредиторов в развивающемся мире, Соединенные Штаты и другие не в праве выдвигать обвинения.
Я мог бы продолжать, но, думаю, мой аргумент уже ясен: если США собираются вступить в новую «холодную войну», они должны понять, что им нужно для ее победы. Холодные войны, в конечном счете, выигрываются с мягкой силой притяжения и убеждения. Чтобы добиться успеха, мы должны убедить весь остальной мир покупать у нас не только нашу продукцию, но и социальную, политическую и экономическую систему, которую мы «продаем».
Америка умеет делать лучшие бомбардировщики и ракетные комплексы в мире, но в данном случае они нам не помогут. Напротив, мы должны предложить развивающимся и формирующимся странам конкретную помощь, в частности, начиная с приостановки действия прав интеллектуальной собственности на все, что связано с пандемией для того, чтобы эти страны могли самостоятельно производить вакцины и осуществлять лечение.
Не менее важно и то, что Запад должен вернуть привлекательность своей экономической, социальной и политической системе. В Америке первым шагом явилось бы сокращение насилия с применением оружия, улучшение экологического регулирования, борьба с неравенством и расизмом, защита репродуктивных прав женщин. Пока мы не доказали, что заслуживаем лидерства, мы не можем ожидать, что другие последуют за нами.
Джозеф Э. Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике, заслуженный профессор Колумбийского университета и член независимой комиссии по реформе международного корпоративного налогообложения (пер. с исп.)
Краткая справка: Д. Стиглиц преподавал в университетах Кембриджа, Йеля, Дьюка, Стэнфорда, Оксфорда и Уинстона и ныне является профессором Колумбийского университета, а также соредактором журнала The Economists’ Voice («Голос экономистов»).
Член Национальной академии наук США (1988), член-корреспондент Британской академии (1993), иностранный член Лондонского королевского общества (2009).
Кроме значимых исследований в области микро- и макроэкономики, Стиглиц также напрямую играет важную роль в политической и общественной жизни. В 1992 году он перебрался в Вашингтон, чтобы работать в администрации президента Клинтона. В 1993—1995 годах был членом, а в 1995—1997 годах председателем Совета экономических консультантов при президенте США Клинтоне. В 1997—2000 годах — вице-президент и главный экономист Всемирного банка.
Д. Ю. Стиглиц известен как жесткий критик неограниченного рынка, монетаризма и неоклассической экономической школы. А также неолиберального понимания глобализации, политики МВФ в отношении развивающихся стран и либеральных реформ в России.
«Я не настолько глуп, чтобы поверить, что рынок сам по себе решит все социальные проблемы. Неравенство, безработица, загрязнение окружающей среды непреодолимы без активного участия государства». Джозеф Стиглиц (2002)
11 декабря 2003 года в интервью австрийской газете «Der Standard» Стиглиц охарактеризовал приватизацию в России как незаконную:
«…Назрела необходимость поставить на политическую повестку дня вопрос относительно незаконной приватизации 90-х годов, в которой кроются корни различия в благосостоянии людей в России. Это не только вопрос справедливости, но и в далекой перспективе — также вопрос экономического благоразумия… Если этого не произойдет, то экономическая олигархия может трансформироваться в олигархию политическую».
Читайте больше материалов на нашем сайте