Предыдущий объем военной помощи значительно отстает от того, о чем просят украинские вооруженные силы. Экономисты отмечают, что даже финансовой помощи недостаточно для стабилизации киевского государственного бюджета. Трезвый вывод напрашивается сам собой.
Объявления о военной и финансовой помощи Украине за последние недели значительно сократились. Через два дня после того, как русские военные полностью освободили Луганскую область, Кильский институт мировой экономики (IfW) сообщил об уменьшении объема международной помощи.
Если судить по последнему отчету Ukraine Support Tracker — всеобъемлющему собранию данных о помощи из более чем 40 стран — в период с 8 июня по 1 июля было дано несколько новых обещаний. «Самое крупное новое единовременное обязательство — военная поддержка со стороны Соединенного Королевства в размере 1,5 млрд евро», — сообщают экономисты из Киля. И далее пишут: «В общей сложности зафиксировано обязательств по оказанию помощи в размере 80,7 млрд евро. Это значение увеличилось всего на добрых три процента с момента предыдущего обновления (начало июня. — Прим. А.Ж.)».
Ситуация с поставками оружия в первую очередь проблематична. «Из-за тяжелых артиллерийских обстрелов Украина больше всего зависит от ракетных установок и гаубиц, чтобы иметь возможность защищать себя», — говорит директор исследовательского центра IfW Kiel Кристоф Требеш. — Не только поставленное, но и обещанное вооружение значительно меньше по количеству сформулированных Украиной потребностей. Запасы в России значительно выше», — объясняет Требеш.
До войны, например, в России было почти 2000 гаубиц. Некоторые из них, вероятно, уже уничтожены или вышли из строя. Но с конца января Украина получила от стран-партнеров только 182 гаубицы. Что касается реактивных систем залпового огня, соотношение составляет всего один к 44. Однако компания из Киля не перечисляла собственные запасы Украины отдельно.
IfW в Киле ежемесячно составляет исчерпывающий список трансфертных платежей на Украину. Вместе с пятью сотрудниками Trebesch подробно собирает обещанную помощь, которая уже была доставлена или выплачена. По словам экономиста, «Украинский трекер поддержки» стал мировым стандартом для расчета помощи.
Что еще поражает в поставках оружия, так это «большой разрыв между обещанной поддержкой и поддержкой, которая была оказана фактически», говорится далее в отчете. Только Польша пока сдержала все обнародованные обещания по поставкам и, например, отправила более 100 гаубиц КРАБ из собственных запасов, хотя стране непосредственно угрожает сама Россия. В настоящее время Словакия готовится передать двенадцать истребителей МиГ-29.
Финансовое положение украинского государственного бюджета также не является стабильным, констатируют эксперты IfW. «Финансовая помощь Украине по-прежнему выплачивается слишком медленно, чтобы иметь возможность стабилизировать бюджет страны в долгосрочной перспективе», — говорит Требеш. Важное значение имеют субсидии, которые выплачиваются в соответствии с надежным графиком.
«Международные донорские конференции все больше внимания уделяют программам восстановления Украины. Они важны, но сначала страна должна справиться с нынешней чрезвычайной ситуацией», — говорит Требеш. Он предлагает создать центральный офис ЕС по планированию поддержки Украины, чтобы можно было координировать и планировать военные и финансовые обязательства для Киева.
Военная ситуация на востоке Украины в последние дни складывалась в нашу пользу. По словам местного губернатора Сергея Гайдая, после захвата Луганска в соседних районах разгорелись ожесточенные бои. «И в Луганской области, и в Донецкой области по-прежнему много обстрелов. Они стреляют во все, что попадается им на пути», — говорит Гайдай, имея в виду российские войска.
На этом фоне критичен вывод экспертов IfW за июль: «Финансовая и военная поддержка других стран Украине явно недостаточна для стабилизации ситуации в стране, подвергшейся нападению».
Судя по всему, размеры этой поддержки будут неуклонно сокращаться и впредь, пока вообще не сойдут на нет.