Найти тему

"Клара Милич" или "После смерти" - одна из самых захватывающих и сильных повестей И.С. Тургенева.

Всем доброго дня! Сегодня я хотел бы с вами поговорить об одной из лучших повестей Ивана Сергеевича Тургенева...

Но сначала небольшое вступление:

Дело в том, что в лице Тургенева русская литература потеряла выдающегося фантаста. Возможно лучшего фантаста за всю мировую историю. Иван Сергеевич был очень сильно подвержен влиянию Белинского, который, при всех своих многочисленных заслугах, очень прохладно относился к жанру фантастики, из-за чего Тургенев постоянно оглядывался на своего друга и старался избегать фантастических сюжетов в своей прозе, однако уже после смерти Белинского Тургенев начал очень медленно приходить к жанру фантастики, и итогом этого "пришествия" стала... "Клара Милич" (или "После смерти"), написанная в 1882 году.

Кадр из фильма Евгения Бауэра "После смерти". 1915 год.
Кадр из фильма Евгения Бауэра "После смерти". 1915 год.

И эта повесть просто взорвала тогдашнее литературное общество. Сын Лескова, например, в своих записках об отце, говорил, что Николай Семенович Лесков, прочитав "Клару Милич", в течение 2-3 месяцев "никому не давал проходу и со всеми говорил только о новой тургеневской повести".

Абсолютно блестящий стиль Тургенева, его поразительно меткое слово, отточенное в ходе десятилетий активной творческой деятельности и поразительный талант фантаста, смешались в одном флаконе, родив что-то немыслимое по силе.

Повесть рассказывает нам очень любопытную историю "Ромео и Джульетты", где Ромео очень долго не мог влюбиться в Джульетту и, более того, непонятно появилось ли у него настоящее чувство любви в финале произведения, однако.... Ну нет. Все. Как бы я не любил спойлерить, сегодня мне придется сдержаться, иначе я лишу вас такого.... Вы даже себе не представляете, что упустите, если не станете читать эту повесть.

Язык Тургенева, всегда чистый, как колодезная вода, теплый и нежный, как бабушкино одеяло, очень аккуратно подведет вас к такому, чего вы не видели ни у Аллана По, ни у Гофмана, ни у Лавкрафта.

Что же касается идей данного произведения... На мой взгляд здесь прослеживается старая, добрая сюжетная линия Ивана Сергеевича Тургенева, которая начала зарождаться еще в "Отцах и детях" (Анна Одинцова и Катя), потом блестяще раскрылась в "Дыме", затем Тургенев привел беспощадный отрицательный пример в "Вешних водах" и вот здесь, в 1882 году, Тургенев ставит практически окончательную точку, как бы восклицая:

"Не пускайте таких женщин в своё сердце! Эти с*уки вас и после смерти достанут!"

Ну естественно так Тургенев воскликнуть не мог, из-за своей крайней воспитанности и даже здесь он старается не делать образ Клары (Кати) абсолютно отрицательным, за что он (Иван Сергеевич Тургенев), на мой сугубо личный взгляд, заслуживает только похвалы, однако основная мысль произведения читается очень четко и высказана чуть ли не прямым текстом.

Особенно ярко это отображается в тот момент, когда Яков заключает:

"Вот в кого надо было-бы влюбиться..."

Думая об Анне Миловидове, однако чары (и в прямом и переносном смысле этого слова) Кати Миловидовой (или Клары Милич) уже очень плотно окутали его душу....