Найти тему
Диванные войска

VAB Mk3 - незаслуженно обделенный вниманием?

Оглавление
VAB Mk3 на выставке EUROSATORY (фото ARQUUS). Хорошо видны элементы модульного бронирования
VAB Mk3 на выставке EUROSATORY (фото ARQUUS). Хорошо видны элементы модульного бронирования

Бронетранспортеры VAB, Véhicule de l'Avant Blindé - "бронемашины переднего края" - ведут свою историю с 1976 года, состоят на вооружении Франции и ещё 15 государств. Обладателями крупнейших партий являются Марокко, Катар, Кипр и Ливан. Машина хорошо зарекомендовала себя и постоянно подвергалась модернизации. Базовое шасси имело формулу 4х4, позже появилось 6х6.

фото: ARQUUS
фото: ARQUUS

Современная модификация VAB Mk3 была представлена на Eurosatory 2022 — сегодня это флагман французской компании Arquus (в девичестве - Renault Truck Defence), если не всей французской оборонки, в сегменте бронемашин 6х6. Несмотря на обозначение, которое намекает на модернизацию предыдущей машины, VAB Mk3 представляет собой новую конструкцию.

Примечательно, что в разных странах эта машина выполняет разные роли - БТР, БМП и вспомогательных машин. Кстати, сможете ли вы с ходу назвать ключевое отличие бронетранспортера от боевой машины пехоты? Напишите ответ в комментариях.

Давайте взглянем поближе, что собой представляет эта единица.

Защита

БТР имеет сварной стальной корпус с модульной дополнительной броней, что видно по фото. Уровень защиты может быть адаптирован по требованию заказчика. Машина с максимальным уровнем защиты выдерживает бронебойные пули калибра 14,5-мм по кругу (в мировом опыте обычно принято усиливать только фронтальную проекцию). Корпус Mk.3 имеет противоминную защиту уровня бронемашин MRAP. РХБ-защита и автоматические системы пожаротушения устанавливаются опционно (проклятые автодилеры с их "штучками", они и здесь). Доступны и другие опции живучести, такие как решетчатая противокумулятивная защита (в народе прозваны "мангалами") и разные версии активной защиты.

Постановка круговой многоспектральной завесы
Постановка круговой многоспектральной завесы

На EUROSATORY 2022 машину показали с системой активной защиты Hornet Stealth Protection. Система включает в себя набор датчиков, включая детектор лазерного излучения, для обнаружения угроз. Исполнительная часть системы действует следующим образом:

  • оповещает экипаж и операторов;
  • запускает 2х4 залпа дымовых/аэрозольных многоспектральных гранат GALIX 13 калибра 80 мм в направлении угрозы для маскировки машины. Запуск может быть автоматическим или ручным;
  • направляет дистанционно управляемый оружейный модуль на источник, например на расчет ПТУР или на стреляющее орудие.

Обнаружение направления вражеских выстрелов обеспечивает акустическая система микрофонов Pilar V от Metravib.

Все датчики, вычислительные мощности и исполнительные устройства связаны воедино сетью Battlenet. Сеть обеспечивает не только управление всеми внутренними системами машины, но и объединение нескольких бронемашин в информационный контур при совместных действиях.

Огневая мощь

На машину могут устанавливаться дистанционно управляемые боевые модули BAE Systems (с пушками Bushmaster) и Hornet. На выставке продемонстрирован VAB Mk3 с модулем Hornet RCWS. Ранее компания показывала четыре варианта исполнения RCWS:

  • с автоматической пушкой и перспективным ПТУР "MHT";
  • с автоматической пушкой и дымовым гранатометом GALIX на независимом вращающемся кольце;
  • с автоматическим 40-мм гранатометом;
  • упоминался вариант Hornet Air Guardian, оснащенный радаром, предназначенный для защиты от БПЛА. Этот модуль ещё в стадии разработки.
Боевой модуль RCWS
Боевой модуль RCWS

Стандартный оптико-электронный пакет, которым оснащается модуль, хорошо покрывает потребности в обнаружении и прицеливании. Дальность обнаружения / распознавания / опознавания днем ​​составляет соответственно более 9,8 / 5,6 / 3,4 км, а ночью - более 6,5 / 2,8 / 1,6 км (по данным компании).

Обзор и ситуационная осведомленность

Машина оснащена видео-, ИК- и тепловизионными камерами, обеспечивающими круговой обзор. С их помощью можно и управлять машиной, и вести разведку ночью. По заявлению компании, мониторы обладают малым временем отклика и плавным переключением режимов.

Фото: ARQUUS
Фото: ARQUUS

Вам может показаться, что в бортах не хватает амбразур с бронестеклами, чтобы бойцы могли наблюдать за полем боя изнутри. Но эту проблему инженеры решили более технологично: внутри оборудованы специальные проекционные экраны, транслирующие картинку с камер прямо на стенку корпуса изнутри. Причем, может отображаться не только видео, но и другая информация от бортовой управляющей системы, например тактическая карта.

Технология Virtual Window
Технология Virtual Window

Интересным решением для разведки и наблюдения являются дроны c проводным питанием Arastelle. Благодаря подаче энергии по проводам, они могут находиться в полёте над машиной сколько угодно долго на высоте до 100 метров. Таким образом сочетаются лучшие свойства обычной мачты (неограниченное время подъема) и дрона - большая высота наблюдения. При этом, ничто не мешает использовать дрон и с питанием от батарей, при необходимости.

Такие микро-БПЛА используются на бронемашине VAB Mk3. Несколько объективов намекают на разноспектральное наблюдение (возможно, с ИК-каналом)
Такие микро-БПЛА используются на бронемашине VAB Mk3. Несколько объективов намекают на разноспектральное наблюдение (возможно, с ИК-каналом)

Подвижность

Машина оснащается турбодизелем Renault DXi7, доступным в трех модификациях: 320, 340 и 400 л.с. (на мой бы "Дастер" такой). Двигатель расположен в средней части корпуса, позади водителя. Благодаря технологичной установке, двигатель может быть заменен целиком в полевых условиях менее чем за два часа.

Опционно доступно: центральная система подкачки шин, лебедка для самовытаскивания, амфибийный комплект.

Машина может транспортироваться средним транспортным самолетом, например С-130J "Геркулес".

Полная вместимость составляет 12 человек, включая командира и водителя. Десант спешивается через кормовые двери или люки в крыше.

Итог

На мой взгляд, VAB Mk3 обладает сильными сторонами, которыми и должен обладать современный бронетранспортер: авиатранспортабельность, маскировка, модульное бронирование, модульное вооружение и разведка/наблюдение в сочетании с сетевой информационной системой. Возможно, пробелом в защищенности машины может показаться отсутствие в системе активной защиты боеприпасов для "жесткого" уничтожения ракет/гранат противника. Однако, по определению БТР действует в тесном контакте с пехотой, которая может быть в спешенном состоянии во время срабатывания активной защиты. Таким образом, осколочные противоракетные боеприпасы далеко не всегда применимы и могут стать причиной потерь от "дружественного" огня.

Достаточно высокая защищенность машины обеспечена "мягкими" решениями - то есть, не наращиванием толщины брони, а повышением возможностей обнаружения противника и маскировки (по принципу "предупрежден - значит вооружен").

Что думаете вы, друзья? Таким ли должен быть БТР, или для современного поля боя нужен другой подход?

Спасибо за внимание! Если материал понравился, не поленитесь поставить плюс.

#бронетехника #бронетранспортер #оружие #военная техника #вооружение #война #новость #военныетехнологии #армия #сухопутныевойска