Стеб и пафос, трэш и тщеславие… Такая атмосфера царила недавно в стенах одного из известных и любимых многими театров – Театра на Малой Бронной. Все, как всегда, скажете вы. Отнюдь! В этот здесь был особенно круто замешанный "микс" из творческого креатива, театральных провокаций, людских пороков, сумасбродства и много-много чего еще.
В рамках театрального фестиваля "Черешневый лес" здесь показывали спектакль одного из самых скандальных и провокационных современных режиссеров - Константина Богомолова «Гамлет in Moscow». Показ был премьерный. Поэтому подход к Театру на Малой Бронной был стилизован под красную ковровую дорожу, зал в нем был полон, публика – изыскана, а в воздухе витал флер ожидания… очень крутого зрелища.
Свой новый спектакль Константин Богомолов поставил на основе произведения Уильяма Шекспира. Как было честно отмечено в программке к спектаклю: «Все, что осталось от Шекспира после встречи с Богомоловым».
Поэтому закономерный для этого произведения вопрос: «To be or not to be» (быть или не быть, в данном случае, Шекспиру) зритель может вроде бы и не задавать. Тем более, что у Богомолова и его героев это вопрос (и соответствующая надпись) возникают где-то в середине спектакля и в перевернутом виде, отчего смысл этой фразы, естественно, кардинально меняется. Причем в традиционную для Богомолова плоскость опошления.
Действие спектакля происходит в наши дни. Современный Гамлет родом из интеллигентной московской еврейской семьи Гамлетманов, последние годы проживающий в Лондоне, приезжает в Москву по печальному поводу - на похороны своего отца.
Однако в российской столице слегка наивного (судя по сильнейшему акценту) уже иностранца, ожидает череда приятных воспоминаний и встреч, водоворот неожиданных событий, а также, зависть, сплетни, интриги. Куда ж без них в современной Москве!
На протяжении 3-х действий, а спектакль длится более трех часов с двумя антрактами, Гамлет успевает не только попрощаться с покойным отцом, избежать коварной расправы от свои «любящих» родственников, закрутить несколько романов, например, со своей бывшей учительницей, соблазнить Офелию, которая, по творческому замыслу режиссера, оказывается таджичкой, но и чудом попасть во Францию, получить знаменитую пальмовую ветвь Канского кинофестиваля, и, самое главное - оставить на Земле своего экстраординарного потомка. Вот такая богатая фантазия у режиссера Богомолова!
Но это еще не все! Богомолов не был бы сам собой, если бы не приправил это сценическое действо музыкальными вставками, крылатыми фразами, (и фразами, который именно после этого спектакля как раз имеют шанс стать крылатыми), пошлыми (и не очень) шуточками, стебом на нашу современную жизнь и всяческими театральными, и не совсем театральными, провокациями.
Поэтому на сцене в это вечер, помимо монологов и диалогов актеров, звучали такие знамениты хиты как «Moskau» группы «Dschinghis Khan», но в исполнении гастарбайтеров (а что делать - это наша жизнь!), «La Plage De Saint Tropez» группы «Army Of Lovers», песня Александра Серова «Ты меня любишь» на стихи Риммы Казаковой, «Тучи» группы «Иванушки» и другие музыкальные произведения. Естественно, все это – в нестандартном, гиперболизированном и вывернутом наизнанку (как иногда в нашей жизни) виде.
В своем спектакле режиссер демонстрирует и высмеивает весь абсурд, всю несправедливость, и несостыковки, которыми полны современные реалии. Так, например, могильщица, работающая на кладбище – выпускница университета, отец Офелии - то ли безжалостный киллер, то ли заслуженный таджикский литератор и филолог. А адвокат Офелии – вроде как не просто адвокат, а подруга, и даже не просто подруга, а еще ближе.
Актеры исполняют хит «Moskau» группы «Dschinghis Khan».
Также интересны выразительные средства, определенные намеки, которые использует режиссер в своем спектакле. Например, в самом начале, в сцене на кладбище, когда хоронят отца Гамлета, могильщики играют черепами – футбольными мячами. А в сцене на Канском фестивале, в образе одной из главных героинь, неожиданно угадывается супруга режиссера – Ксения Собчак. Шуточки от Богомолова достаются и одной из бывших актрис Театра на Малой Бронной, а теперь еще и космонавту России – Юлии Пересильд.
Актеры исполняют хит «La Plage De Saint Tropez» группы «Army Of Lovers».
Тем не менее, завершается спектакль на очень (очень!) оптимистической ноте и песней «Поворот» группы «Машина времени». Если помните, в ней есть слова: «Вот, новый поворот и мотор ревет, что он нам несет — Пропасть и взлет, омут или брод, и не разберешь, пока не повернешь…». И это тоже – про нашу сегодняшнюю (очень сегодняшнюю!) жизнь. Понимаете, о чем?
Теперь чуть подробнее, так сказать, о технических моментах. Вообще, данный спектакль, отчасти, задуман как иммерсивный. Во-первых, здесь предполагается максимальное сближение публики с актерами. Сцена, где проходило все действо, располагалась по середине, а зрительный зал - с двух сторон от сцены – напротив друг друга. То есть в какой-то момент актеры становились спиной к одной части зрительного зала, когда стояли лицом к другой.
Однако это не вызвало дискомфорта, как я предполагала, так как все происходящее транслировалось на большом экране. Поэтому зрители обеих частей зала, а также те, чьи места были далеко, могли в деталях и крупным планом наблюдать за игрой актеров. По сути, для них это был телеспектакль.
Во-вторых, театрально-музыкальное действо продолжалось и в антрактах, которых, как я уже сказала, было два. В холле актеры продолжали петь и танцевать, всячески развлекая публику. Также в этот день организаторы баловали гостей бесплатными угощениями - мороженым и шампанским. Все же это премьера! И это, конечно, понравилось!
Завершается спектакль песней «Поворот» группы «Машина времени».
Теперь немного о том, что понравилось не очень…
Посмотрев спектакль, у меня сложилась устойчивая позиция, что Константин Богомолов, безусловно, талантливый и глубокий режиссер, настоящий профессионал своего дела! Со мной многие могут не согласиться. Но я говорю о том, что видела лично, и о том, что поняла!
Однако, в этой работе, на мой взгляд, он делает чересчур низкие реверансы публике, пытаясь снизойти до уровня массового потребления, - излишне пошлыми шуточками, слишком сальными намеками. Подобными провокациями, он слишком пытается понравиться зрителю и даже, возможно, «подкупить» его этими приемами. Наверное, зря!
Как я уже писала ранее, не так давно мне удалось посмотреть еще один спектакль Константина Богомолова - «Волшебная гора», который является, по словам театральных критиков, наиболее радикальным и провокационным. И вот он, несмотря, на все желание если не отмыться, то продезинфицироваться после просмотра, показался мне более честным, - как есть - без реверансов и чрезмерного расшаркивания. Своей до неприличия откровенной «правдой жизни», «Волшебная гора» «пригвождает» зрителя к креслу в зрительном зале. И после спектакля люди еще долго не расходятся, находясь под тягостным впечатлением от просмотра.
Что касается «Гамлета in Moscow», то в нем меня напряг еще один небольшой штрих. Несмотря на то, что у актеров были микрофоны, и реплики героев звучали громко, все же иногда было сложно разобрать отдельные фразы.
Дело в том, что по сюжету, почти все герои спектакля говорят с акцентом. Так, сам Гамлет, долго проживший в Лондоне, говорит с британским акцентом, члены семьи Гамлетманов - с еврейским, а таджикская семья Офелии – со своим акцентом. То есть весь спектакль – все 3,5 часа, - приходилось напрягать слух, чтобы все четко разобрать.
Что касается задействованных в спектакле актеров, то, конечно же, абсолютно все они сыграли более чем достойно! Выделить кого-то из них я не могу. Работа всех их, без исключения, была на высоте! Ведь, это Театр на Малой Бронной. Как говорится Noblesse oblige - Положение обязывает.
Тем более, что цены на билеты на данный спектакль варьировались от 8 до 14 тысяч рублей.
Мне же, благодаря приглашению моего доброго и давнего знакомого, удалось попасть на просмотр совершенно бесплатно. Спасибо тебе огромное, Дорогой Друг!
В связи со всем вышесказанным, спектакль «Гамлет in Moscow» к просмотру рекомендую. Однако, безусловно, здесь нужно быть готовым к традиционной подаче материала от Богомолова.
И постараться все же разглядеть за пошлостью, стебом и прочими «штучками» знаменитого театрального провокатора определенные глубину, оптимизм, а также веру, надежду и любовь. В самих широких смыслах всех этих слов!
«Гамлет in Moscow»:
Режиссер-постановщик и автор инсценировки: Константин Богомолов.
Режиссер-ассистент: Эдгар Закарян.
Художник-постановщик и художник по костюмам: Лариса Ломакина.
В спектакле задействованы: Александр Шумский, Влад Долженков, Валерий Горин, Сергей Епишев, Игорь Миркурбанов, Яна Енжаева, Александра Ребенок, Мария Шумакова, Василиса Перелыгина, Мария Янычева, Евгений Перевалов, Дмитрий Гурьянов, Андрей Субботин, Максим Шуткин, Григорий Верник, Иван Тарасов, Николай Яскевич, Даниил Чуп, Никита Найденов, Владимира Петрик, Сергей Кизас, Анна Патокина, Анастасия Шалонько, Артем Анашкин, Григорий Быстрицкий, Иван Викторов, Вячеслав Волконский, Альберт Газарян, Антон Коновалов, Геннадий Кубеция, Максим Максимов, Никита Мейеров, Константин Трачевский, Владислав Хитрик, Денис Шевцов и другие.
#шекспир, премьера, богомолов, спектакль
Уважаемые читатели! Если вам понравился это материал, ставьте лайки, пишите комменты, а также подписывайтесь на "Культурные вечера, чтобы не пропустить новые интересный публикации!
А еще, можно почитать отзывы о других спектаклях, которые я посетила.
«Волшебная гора» Константина Богомолова: почему захотелось продезинфицироваться?
"Ночь в музее" и Театр "У камина". Где "погреться" в холодной Москве?
Почему спектакль «Урок дочкам» - это урок всем нам?
"Лёля и Минька одни дома". Что из этого вышло? Показывают актёры театра "PROзрение"
«Пустыня» в большом городе: зарисовка об ожидании от театра «PROзрение»
«Владимир III степени» - неожиданная версия пьесы Гоголя на сцене Центрального Дома актера.