Олег ненавидел родственные посиделки, когда собираются все, кто имеет отношение к их дружной семье. На его беду, мать считала, что без них никуда, и его присутствие обязательно. Как же его раздражали однотипные вопросы родственниц "Когда женишься?" "Такой парень красивый, наверно от девушек отбоя нет?", "А вот мой сын уже давно женился, и скоро внука мне подарит, а ведь он младше тебя!
Мать вздыхала, и сообщала родственницам, что он весь в своего отца, который бросил её, когда Олегу было всего пять лет.
-Его папаша всегда был с придурью, и Олежек в него пошёл. Кому он такой нужен? Только мне.
К тридцати годам он смог, наконец, накопить на первый взнос, и купить крохотную студию, несмотря на возмущение матери.
-Я пожилая женщина, - плакала она, когда он поставил её перед фактом. - У меня больное сердце, мне нельзя волноваться. -Случись чего, я скорую не успею вызвать. И как ты потом будешь жить с чувством вины?
Она звонила ему несколько раз в день, и вываливала кучу ненужной ему информации, забрасывала жалобами на своё самочувствие, а завершала разговор всегда одинаково: "Чувствую, что недолго мне осталось. Скоро освобожу тебя, ты ведь этого хочешь?"
Олегу приходилось нелегко. Не брать трубку он не мог, потому что тогда мать начинала волноваться по настоящему, звонила ему на работу, и единственному другу, требуя позвать сына к телефону. На его просьбы так не делать, виновато вздыхала и сообщала, что волнуется за сына и вообще она же мать! Имеет право.
К тридцати годам девушки у Олега не было. Конечно, у него случались романы, а один раз дело почти дошло до свадьбы. Он уже был научен горьким опытом, что с матерью знакомить приятельниц нельзя ни в коем случае, и собирался сказать о свадьбе непосредственно перед торжеством. Но мать откуда-то узнала. И заявилась к девушке и её родителям в гости. Сказала всё что думает о их дочери - шa лaве, которая не пара её сыну. И что в случае, если они поженятся, проклянёт их обоих.
Девушка позвонила вечером и сообщила ошеломлённому жениху, что передумала.
"Твоя мать всегда будет третьей в нашей постели. И обязательно постарается испортить нам жизнь."
Олег умолял одуматься, обещал, что мать даже близко не подпустит с семье, но девушка была непреклонна.
Он тогда в первый и последний раз серьёзно поссорился с матерью, которая так и не поняла, а что она такого сделала. Раскрыла сыну глаза на девку, которая совершенно точно сделает его жизнь невыносимой. Да по ней же видно, что пробы ставить негде!
Он месяц с ней не разговаривал, похудел, осунулся, не мог спать. Несостоявшуюся жену он любил, и разрыв перенёс крайне болезненно. Родственники совместными усилиями добились примирения.
-Олежек, но ведь это же твоя мать, - плакала бабушка. - Она тебя в одиночку поднимала, когда твой горе-папаша вас бросил. Хлебнула она тогда горя, ты мал был, и не помнишь, как плохо ей было. Но она выстояла, тебя воспитала. А могла бы в детский дом отдать.
Сегодня у матери юбилей. 55 лет, самая что ни на есть круглая дата. Родственники приехали отовсюду. После торжества некоторые из них собирались пожить у него какое-то время, так как в квартире у матери все не умещались. Олег, который ценил своё личное пространство, был не в восторге, но что он мог поделать! Не укажешь же на дверь троюродным сёстрам матери с детками.
-Надеюсь, ты приготовил приличный подарок? - беспокоилась мать. - Чтобы мне не было стыдно перед родными?
Она всю жизнь беспокоилась, что о ней будут думать родственники и знакомые. И сына приручила. "Что о нас люди скажут?" - этот лозунг можно было повесить над дверями квартиры, чтобы все знали, что в ней живут безгрешные люди, которым нечего стыдиться перед людьми.
-Мама, я приду не один. А с невестой, - сообщил он накануне.
-Чтоооо? А почему я ничего не знаю? - ахнула мать. - Ладно, приходи со своей девкой, я потом с тобой очень серьёзно поговорю.
Родственники усаживались за стол, одобрительно посматривая на многочисленные блюда. В их семье было принято выставлять гостям всё самое лучшее. Они питались картошкой, но гостям всегда находилась колбаса.
Мать нервничала. Сын опаздывал и не отвечал на звонки. Люди уже начали переглядываться. Олег должен был прийти с утра, чтобы помочь с готовкой и съездить за продуктами, но он сообщил, что у него нет времени, но к началу торжества он обязательно будет.
-Поди, эта дрянь, ему в уши напела, - исходила ядом именинница. - Что мать можно не уважать.
-А моя невестка, когда знакомиться пришла, сразу прошла на кухню, чтобы показать, что она умеет. Такой торт сделала! - похвасталась сестра.
Раздался звонок, и в комнату прошёл сын, держа за руку будущую жену. Гости, не веря своим глазам, уставились на странную девицу. Она не понравилась никому. Руки у девахи были покрыты затейливой татуировкой с неведомыми чудовищами, взглянув на которые, бабушки начали креститься. Чёрная коротенькая футболка открывала плоский живот с пирсингом в пупке, длинная юбка с разрезом и грубые берцы. Волосы неаккуратными прядями свешивались с лица, а чёрная помада на губах намекала, что у девахи явно не все дома. Разве ж нормальная такой макияж сделает?
Мать с ненавистью посмотрела на девицу. Сын, похоже, совсем спятил.
-А почему у тебя татуировки? - сквозь зубы прошипела она, - Ты что, в тюрьме сидела?
-Нет. А что, это обязательное условие, чтобы вы ко мне хорошо относились? - спокойно сказала хамка, усаживаясь за стол.
Мать встала. Потребовала внимания.
-Ты мой сын, - скорбно сказала она. И мне очень горько, что ты не оправдал моих ожиданий, и не постеснялся приволочь в мой дом подобное чучело. А я ведь сделала всё, чтобы ты вырос нормальным мужчиной.
-Ага. Я помню. Лупила шнуром за то, что я получал тройки. За неубранную квартиру избивала ремнём. Не разрешала дружить с одноклассниками. А когда я выпил на выпускном, взяла табуретку и попыталась опустить её мне на голову. Помнишь, мама, как я схватил тебя за руки, и ты орала на весь дом, что я тебя убиваю?
-Ну и что? - возмутилась бабушка, не видевшая ничего плохого в подобных методах воспитания.
-Даже если и было, то это твоя мать. Ты должен простить и жить дальше. Ненависть разрушает, - подключились тётки.
- Прощать нелюдей, которые поднимали руку на своего ребенка и годами издевались над маленьким и зависимым от них человеком - идиотизм, таких людей надо просто максимально убрать из своей жизни. Так вот. Я хочу сказать, что никогда не прощу мать. И не собираюсь её больше видеть. Никогда.
Он взял девушку за руку, и они под возмущённый ропот последовали к двери......
Олег и Маша сидели над обрывом. Он познакомился с ней несколько месяцев назад, и спустя короткое время он понял, что любит эту девушку. Они на многое смотрели одинаково. Оба были одинокими, с трудом сходящимися с другими людьми. У них были деспотичные родители, и безрадостное детство. Правда, в отличие от него, Маше хватило силы воли в 20 лет уйти из дома им жить отдельно. Она рассказывала ему, как подавлялась её индивидуальность, как запрещалось всё, что, на взгляд родителей, считалось неприличным. "Твоего здесь ничего нет!" "Хочешь поступать по своему - дверь вон там".
Тем не менее, когда она собралась с силами и ушла через "вон ту дверь", чтобы никогда больше не возвращаться, родители начали обвинять её в неблагодарности и потребовали вернуться. Она выбросила сим карту, полностью прекратила общение, и записалась к психологу, чтобы он помог ей справиться с комплексами. Татуировки, пирсинг и странный стиль в одежде - её ответ на установки, вбитые родителями, которые требовали не выделяться, быть скромной и послушной, а дух бунтарства гасился в зародыше. Родителей она не простила и не собиралась.
"Психотерапевт, к которому я ходила, тоже никогда не говорил о прощении. Когда мы начали это все обсуждать, он, наоборот старался убрать из моей головы всякие мысли типа "ну это же родители, они же хотели как лучше, смотри вон, человеком выросла, зато не голодала," а пытался донести до меня максимально простую мысль, что мои родители - люди, которые годами самоутверждался за счёт унижений и насилия по отношению к своему ребенку, который никуда не мог от этого уйти, не мог ответить, не мог защититься и просто вынужден был постоянно жить в состоянии страха.
-Я сейчас как будто снова с ними встретилась, - нарушила молчание девушка, - они, похоже, все одинаковые. Их клонируют, что ли?
-Может, и клонируют. Детство мы себе вернуть не сможем. Зато в наших силах дать нашим детям любящих и понимающих родителей.
-У нас же нет детей. - улыбнулась Мария.
-Ничего, после свадьбы мы это исправим.
Они долго сидели, любуясь закатом.
-Пусть это будет закат нашей прежней жизни. И одновременно начало новой. Да, родственников не выбирают, с этим мы поделать ничего не можем. Но вот полностью убрать их из жизни - в наших силах.
Их дальнейшая жизнь показала, что это было верным решением для счастливой жизни, о котором они ни разу не пожалели.