Найти в Дзене

Пока не прониклись: что думают россияне о MeeToo и BLM

1. Как за последние несколько лет изменились этические ориентиры российского общества? Любое общество всегда разделено на несколько основных частей. Есть более консервативные и более прогрессивные люди. Вместе с тем, в связи с вызовами пандемии, картина мира усложнилась и стала более неопределенной, и это привело к упрощению сознания, а значит консерватизации взглядов. Российская история в целом часто радикально меняла свое направление и всякий раз массовое сознание реагирует на новые вызовы упрощением, чтобы было проще ориентироваться в сложном мире. Этические взгляды существуют в этой же логике. Чем больше проблем, тем более схематичными становятся взгляды. Поэтому новая этика, требующая одинаково доброжелательного внимания к правам всех членов общества, в России не находит общепризнанного отклика за пределами узких высокообразованных групп с межкультурными связями. Но в русской культуре есть серьезные смягчающие факторы: советская культурная память и христианская история. 2. Насколь
Оглавление
Дмитрий Скворцов - генеральный директор Школы критического мышления, кандидат философских наук.
Дмитрий Скворцов - генеральный директор Школы критического мышления, кандидат философских наук.

1. Как за последние несколько лет изменились этические ориентиры российского общества?

Любое общество всегда разделено на несколько основных частей. Есть более консервативные и более прогрессивные люди. Вместе с тем, в связи с вызовами пандемии, картина мира усложнилась и стала более неопределенной, и это привело к упрощению сознания, а значит консерватизации взглядов. Российская история в целом часто радикально меняла свое направление и всякий раз массовое сознание реагирует на новые вызовы упрощением, чтобы было проще ориентироваться в сложном мире.

Этические взгляды существуют в этой же логике. Чем больше проблем, тем более схематичными становятся взгляды. Поэтому новая этика, требующая одинаково доброжелательного внимания к правам всех членов общества, в России не находит общепризнанного отклика за пределами узких высокообразованных групп с межкультурными связями. Но в русской культуре есть серьезные смягчающие факторы: советская культурная память и христианская история.

2. Насколько близки россиянам принципы новой этики, в том числе неприятие расизма, сексизма, гомофобии и эйджизма? Есть ли в России отклик на движения вроде #metoo или #blacklivesmatter? И если да, то какой именно?

В этой связи в России есть двоякое отношение к принципам новой этики. Это ценности западной культуры, которые вызревали в течение нескольких столетий, начиная с эпохи Нового времени. Этика не может возникнуть быстро, за десятилетие. Нужны поколения, обсуждения, сложные вызовы, история свободного развития науки и философии.

История России сопровождалась частыми идеологическими переломами и в этой ситуации в культуре было меньше возможностей для решения тонких этических проблем. Поэтому новая этика не находит широкой поддержки как «чужая идеология».

С другой стороны, христианский и советский (точнее, марксистский) контексты работают в пользу новой этики: в этих идеологиях постулируется, что все люди равны друг другу перед лицом Бога или высшего исторического смысла. Правда, значение этих философских постулатов снижается в народном упрощенном сознании: религия и социализм превращаются в строгие нормативные системы, работающие по принципу «правильно-неправильно».

Сумма этих факторов (неприятие и приятие) создает расслоенную среду, где на уровне общественного сознания перевес имеет неприятие новой этики, но на уровне частных мнений часто можно встретить значительную персональную толерантность.

3. Может ли, на ваш взгляд, российское общество в полной мере принять новые западные этические ориентиры, или это принятие не выйдет за пределы столиц и крупных городов-миллионников?

В полной мере – нет. Потому, что российское общество живет в идеологических условиях, которые исследователи называют «археомодерн» или «археоавангард». Это запутанная система идей, частично поддерживающих традиционные, частично – прогрессивные ценности. Это характерно не только для России, но и для многих стран сталкивающихся с революционными изменениями политических систем.

Дмитрий Скворцов, генеральный директор Школы Критического Мышления для Профиля.

#критическоемышление #criticalthinking #дмитрийскворцов