Зумеры в вагоне сейчас громко произносили слово «деколонизация». У меня скоро будет текст на эту тему.
Частично затрагивал её в связи с мигрантами и политикой идентичности:
Раз в России делаются попытки апроприации каких-то американских форм политики идентичности меньшинств, давайте посмотрим, в чём состоит отличие российских реалий от американских? Во-первых, исторический опыт угнетения: предки мигрантов не были рабами у русских/в России. Обоснованно или нет (вынесем эту дискуссию за скобки), но параллели с рабством в США проводятся с крепостничеством в самой России, а не завоеванием Средней Азии Российской Империей. Я уже не говорю про ужасы трансатлантического перехода – из свободных африканцев в чёрных рабов в Новом Свете. Небелые мигранты в США всегда могут заземлить свой страггл в опыте угнетения афроамериканцев, своих цветных собратьев в рамках собирательной зонтичной POC-идентичности (People of Color). В России же им придётся солидаризироваться с жертвами красного террора или – из недавнего прошлого – русскими беженцами после развала Союза из этих самых среднеазиатских республик, что невозможно по понятным причинам.
Во-вторых, при всём кажущемся вечным и незыблемым единстве чёрного сообщества США, для его формирования была проделана огромная работа по конструированию легитимирующей чёрной идентичности – выработке соответствующего дискурса, объяснявшего пленникам из разных племён Чёрного континента, что они теперь суть одно. Массовая культура, которая закрепляла этот нормативный образ (т.н. coon songs, изображения афроамериканцев в рекламе и кино, и т.п.) – лишь вишенка на торте гигантской дискурсивно-институциональной машины по скреплению общности и закреплению её положения в американском обществе. Люди, которых европейская и американская наука относила к черной расе, не мыслили себя в таких рамках, поскольку принадлежали к разным племенам и культурам, изначально не осознававшим себя как единое целое. По мере развития работорговли и плантационного хозяйства, черная общность сформировалась в США в (социальной) реальности – институт рабства оказался сильнейшим, пусть и негативным, сплачивающим фактором. Никаких параллелей такому в российской истории даже близко нет.
Подпишись на Бусти Института карго-культурологии! Участвуй в создании независимого русского гуманитарного НИИ.