С конца февраля экономику потряхивает, поэтому бизнесу приходится адаптироваться. Нужно искать новые возможности: отработанные цепочки поставок нарушились, схемы оплаты стали сложнее, заметно сократилось число клиентов, уменьшилась выручка. Но опускать руки не стоит! Рассказываем, где можно найти деньги на развитие компании и как сэкономить свои.
Вариант 1. Воспользоваться льготными кредитами от банков
Несмотря на повышение ключевой ставки ЦБ, более 50 банков создали льготные программы кредитования, чтобы помочь предпринимателям. В их числе и крупнейшие: Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк. Благодаря им средний бизнес может получить кредит сроком до 3 лет по ставке 13,5%, а малый – под 15%. Более конкретные условия зависят от масштаба компании и цели.
🚀 Высокотехнологичные компании могут получить кредит до 500 млн рублей на срок до 3 лет и со ставкой 3%. В их число входят IT-организации, сельское хозяйство, туризм и бизнес из сферы дополнительного образования.
🏪 Малые и средние предприятия из списка пострадавших отраслей могут получить кредит не больше 150 млн рублей на срок в полтора года и под ставку до 8,5%. Речь о розничной торговле, стоматологиях, транспортных услугах, салонах красоты и фитнесцентрах.
🏭 Бизнес, который относится к приоритетным отраслям, может рассчитывать на кредит с фиксированной ставкой 13,5% для средних предприятий и 15% для малых.
Вариант 2. Собрать деньги через краудфандинговые платформы
Необходимую сумму для запуска нового проекта можно найти с помощью таких площадок, как Kickstarter, Planeta.ru или Boomstarter. Там вы заручаетесь поддержкой не одного или двух инвесторов, а сразу целого сообщества.
Нужно лишь разместить информацию о своем проекте на одной из платформ и постараться заинтересовать им как можно больше людей. Человек, которому понравится ваша идея, перечислит взнос на её реализацию. А вы взамен можете предложить ему долю в бизнесе, проценты за пользование деньгами или свою продукцию.
Только учитывайте, что краудфандинговая площадка берет комиссию от 2 до 15 процентов. Она зависит от разных факторов, в том числе от вида проекта и количества привлечённых им денег.
А еще не забудьте, что нужно заплатить налог на деньги, которые удастся получить. Его размер и срок уплаты зависят от вашей системы налогообложения. Исключением считаются суммы, собранные для некоммерческой деятельности.
Вариант 3. Отложить текущие расходы и ускорить получение прибыли
На поддержание нормальной работы компании постоянно нужны деньги. Например, производственным предприятиям сложно делать новые закупки, потому что поставщики требуют предоплаты. А значит, вложения вернутся только после того, как продукцию выпустят и продадут. В этой ситуации может помочь несколько решений.
⛱ Взять кредитные каникулы. Это не значит, что вы вообще не будете выплачивать кредит, просто возьмёте отсрочку до полугода. Для этого нужно соблюсти несколько условий:
- у вас бизнес в сфере обрабатывающего производства, оптовой или розничной торговли, транспортировки и хранения (полный список отраслей);
- кредит был оформлен до 1 марта 2022 года;
- заявление в банк подано до 30 сентября 2022 года.
⌚ Отложить уплату налога на УСН. Для предпринимателей с упрощённой системой налогообложения и бизнесом из этого перечня продлили срок уплаты:
- за 2021 год организации могут отложить ее до 30 сентября 2022 года, а ИП – до 30 октября 2022;
- за первый квартал 2022 года можно отложить до 25 октября 2022 года.
Также региональные власти могут вводить отсрочки по налогам, так что стоит следить за официальной информацией.
♻️ Отложить уплату за утилизацию товара. Это относится к крупным производителям и их дочерним компаниям. За первый, второй и третий кварталы 2022 года можно заплатить до 20 декабря. А за четвёртый позволяют перенести уплату, если компания попала под санкции.
📆 Перейти на ежемесячный расчет налога на прибыль. Актуально для тех, кто работает с общей системой налогообложения. Так вы сможете платить от фактической прибыли и с любого месяца, а не в конце года. Нужно только сообщить о решении налоговой службе до 20 числа последнего месяца отчётного периода.
Это поможет, например, если во втором квартале года выручка снизилась по сравнению с первым. Можно будет высвободить средства, если вы до этого платили авансы от прибыли за прошлый квартал.
🏃 Быстрее вернуть НДС. Если компания не находится в стадии ликвидации, банкротства и реорганизации, то вернуть НДС могут любые налогоплательщики в течение 11 дней – не дожидаясь результатов камеральной проверки.
🙏 Договориться с поставщиком об отсрочке платежей. Если вы давно сотрудничаете и показали себя надежным и платёжеспособным клиентом, то стоит попробовать. Возможно, поставщик не захочет вас терять и уступит.
🏦 Заключить с банком договор факторинга. Он спасает в ситуации, когда ваши покупатели платят с отсрочкой. Например, вы занимаетесь поставкой кофе и отгрузили товар в сеть кофеен, которые по условиям договора заплатят лишь через два месяца. А с факторингом можно получать деньги сразу, но только от банка. Затем ваши клиенты будут рассчитываться уже с ним.
👷 Получить субсидию для работодателей. Если принимаете на работу сотрудников в возрасте до 30 лет, то государство заплатит вам за их трудоустройство. За каждого человека перечисляют субсидию равными частями после первого, третьего и шестого месяца его работы.
Вариант 4. Внедрить управленческий учет
Предпринимателю очень сложно все контролировать самому, особенно в кризис. А чтобы выбрать, какими мерами поддержки стоит воспользоваться, нужно сперва разобраться, как в компании обстоят дела и что её ждет в будущем.
Чтобы не заниматься всей рутиной самостоятельно, лучше внедрить управленческий учёт. Например, онлайн-сервис «Мое дело Финансы» показывает, что происходит с бизнесом прямо сейчас: сколько есть денег, какие направления самые прибыльные, а какие убыточные, как предотвратить кассовые разрывы. Все это помогает с умом оптимизировать расходы компании.
Вот что конкретно вы получаете с сервисом «Мое дело Финансы»:
- детальный бюджет доходов и расходов – легко можно добавить нужные показатели: например, цену, количество или трафик;
- синхронизацию с 1С, Excel и интернет-бухгалтерией «Моё дело» – в сервис автоматически загружаются операции по финансам и учёту;
- наглядную визуализацию данных – весь бизнес будет представлен в отчетах и графиках, которые точно показывают его сильные и слабые стороны;
- единый учёт для нескольких юридических лиц – все данные можно легко объединить;
- полноценную финансовую модель – с анализом влияния таких факторов, как цена и себестоимость, отслеживанием плановых показателей и определением отклонений;
- платёжный календарь – он прогнозирует кассовые разрывы и помогает их избежать, нужно только добавлять плановые платежи на весь срок договора.
Если хотите автоматизировать все процессы в своем бизнесе и четко понимать, что с ним происходит, попробуйте использовать сервис «Мое дело Финансы» – у него есть бесплатный период в 14 дней. Этого хватит, чтобы разобраться, как им пользоваться и нужен ли вам управленческий учёт.