Найти тему
Доступная вода

Главная проблема ливневок

Оглавление

Все то, что пишут о ливневках — их нет, они давно не ремонтировались, устарели и т.п. на самом деле не самые главные проблемы.

Фото с официального микростока
Фото с официального микростока

Сакральный вопрос в другом. За счёт чего будут окупаться инвестиции в инфраструктуру?

С водоснабжением, а также отведением хозяйственно-бытовых сточных вод все предельно ясно, там платят конкретные, понятные абоненты, а вот кто будет платить за транспортировку и очистку поверхностных (дождевых, талых) сточных вод?

Росводоканал, например, заявив о готовности взять на себя ответственность за централизованные ливневые системы водоотведения в городах присутствия, в каждом отдельном случае индивидуально рассматривает схемы взаимодействия с муниципалитетом.

Из опыта оплаты

«Есть несколько вариантов оплаты услуг по отведению поверхностных сточных вод с использованием ливневых систем. — поясняет руководитель направления нормативно-аналитической работы Росводоканала Димитрий Будницкий. — По общему правилу должны платить собственники земельных участков, с которых отводятся поверхностные сточные воды, – индивидуальные предприниматели, юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ или Российская Федерация.

Места общего пользования - дороги, площади, скверы, улицы обычно находятся в собственности муниципалитетов, реже - субъектов РФ. Из федерального бюджета может оплачиваться отведение сточных вод с федеральных дорог, иных объектов, находящихся в федеральной собственности.

Но далеко не всегда в бюджетах, особенно небольших муниципальных образований, могут быть заложены средства для оплаты отведения поверхностных сточных вод. В этом случае у организации, эксплуатирующей ливневые системы, возникают некомпенсируемые убытки. Это первый из существенных рисков.

Для расчета объемов поверхностных сточных вод существует специальная методика, утверждённая приказом Минстроя. Учитывается покрытие, откуда поступают стоки — асфальт, бетон, газон или песок. Также анализируются данные Гидрометцентра, сколько выпало осадков. По специальным формулам считаются объемы, которые потом оплачиваются собственниками земельных участков объектов.

В состав оплаты коммунальных услуг населением отведение поверхностных сточных вод не входят, введение такого платежа для населения по социально-политическим причинам невозможно. Поэтому объемы поверхностных сточных вод, попадающих в ливневые системы с земельных участков, принадлежащих гражданам, или от многоквартирных домов, не могут быть оплачены, что является еще одной сложной проблемой.

Также значительные средства необходимы не только для оказания услуг по отведению поверхностных сточных вод, но и по реконструкции (модернизации) ливневых систем водоотведения, в том числе очистных сооружений поверхностных сточных вод.

Решением проблемы может стать утверждение специальной государственной программы по строительству, реконструкции и модернизации централизованных ливневых систем водоотведения, с привлечением как средств федерального бюджета, так и средств региональных и муниципальных бюджетов. Но, безусловно, проблема ограниченности бюджетов остается.

Вариант использования собственных средств инвестора (в том числе заемных средств) тоже существует. Но, конечно, инвестор будет вкладывать средства только если будет возможность их в конечном итоге вернуть.

Поэтому финансирование строительства, реконструкции и модернизации централизованных ливневых систем водоотведения полностью только за счет средств бюджета, как и использование только средств инвестора, маловероятны.

Наиболее реальным представляется использование комбинированного механизма финансирования мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации централизованных ливневых систем водоотведения: инвестор вкладывает собственные, в том числе заемные средства, с возможностью вернуть инвестиции за счет оплаты услуг по водоотведению (за счет тарифа), а недостающая часть средств выделяется из бюджетов всех уровней (федерального, регионального и муниципального) либо на безвозвратной основе (субсидии) (что наиболее предпочтительно), либо на возвратной основе с минимальным процентом.

Кто поддержит?

Поддержка федерального центра и регионам, и муниципалитетам, и юридическим лицам, в том числе потенциальным концессионерам, очень нужна

«Мы понимаем, каким образом можно получать средства за обслуживание ливневок, кто может быть абонентами концессионеров, но при этом знаем, что эти организации, которые, по сути, должны обеспечить возврат долгового финансирования, на самом деле скорее всего не смогут этого сделать, потому что это бюджетные предприятия и управляющие компании, у которых просто физически нет средств платить за содержание ливневой канализации. Необходимо найти какое-то решение этой проблемы, требуется обсуждение с Минстроем, возможно, ФАС. Речь идет об определении источников финансирования таких расходов как для управляющих компаний, так и бюджетов разных уровней, — уверен заместитель финансового директора Росводоканала Алексей Мостовой.

И все-таки ливневки надо ремонтировать

Руководство Росводоканала считает проблему ливневых канализаций одной из ключевых в отрасли, влияющей на качество городской среды.

«Стоимость строительства сетей и очистных сооружений поверхностных сточных вод сегодня крайне высокая. Но решать проблему нужно, так как подтопления, помимо вреда окружающей среде, приводят к разрушению жилого фонда, дорожной сети, повреждению иного имущества. Задача, на наш взгляд, достойна системного подхода с участием федерального центра, с применением инструментов федерально-целевых программ, софинансирования субъектов, тарифных источников и коммерческих вложений.

При поэтапном решении задачи баланс финансовой нагрузки постепенно будет смещаться в сторону более рыночных инструментов». — уверен генеральный директор Росводоканала Антон Михальков.