Всё не затихают споры о том, кто и в чем должен быть в храме. Никак не угаснут и противоречия на эту тему между простыми верующими.
На самом деле все достаточно просто и мы читаем это в житиях подвижниках благочестия. Ношение того же платка в церкви — есть традиция, уходящая корнями в историю, но не связанная непосредственно с духовной жизнью.
Часто главным аргументом с ношением платков приводят слова Апостола Павла, которые гласят:
Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову. (1Кор. 11:5).
Здесь Апостол призывает соблюдать традиции, он не говорит, что без этого не заслуживаете Царства Небесного. Прежде всего, сама традиция появилась впервые на востоке, где все замужние женщины ходили с покрытой головой. Покрытая голова означала то, что женщина замужем. В целом Апостол призывает к соблюдению традиции, дабы не вводить еще в соблазн других.
Но и на Руси тоже была традиция, когда замужние женщины носили платок, а незамужние и девочки, дети - не покрывали головы.
Если говорить проще, то при посещении храма, наряд человека должен быть опрятным и аккуратным, чтобы не отвлекал от молитвы и приличным, конечно же.
Но иногда границы дозволенного переходят, как раз не те, кто забыл платок или впервые зайдя в храм был в шортах... А те, кто служит в храме.
Вот, например, был такой случай у митрополита Антония Сурожского. Наверняка, вы об этом слышали. И мудрость Владыки велика. Вот что произошло. Он как обычно вышел на амвон после службы и объявил:
- Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание?
Она ушла!
Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм!
Развернулся и ушёл. Это была вся его проповедь. Самая короткая проповедь за всю его жизнь.
Почему некоторые священники даже увольняют служащих за такие замечания?
Прежде всего, это не по-христиански учить человека, пришедшего в храм, тем более ничего глобально страшного брюки, шорты, платки не сотворят в сию минуту. У него душа попросилась в храм впервые и он не знает еще ничего о традициях. Гнать нельзя такого человека. Если уж и нужно кому-то что-то сказать, это может сделать только сам священник, который приметит, что давно уже такой-то человек так, например, ходит в храм постоянно. И, как правило, такие беседы не резкие, а как раз, наполненные любви, дабы не напугать человека одними лишь внешними правилами.
Те же, кто спешат поучать, при входе в храм, то они исполняют волю не Божию, а бесовскую. Бесы радуются, когда люди из храма уходят. Для лукавого - это главная цель. И если человек верующий, пришедший служить в храм этого так и не понимает, продолжая поучать других, после бесед с настоятелем, как правило, увольняют.
Священник Константин Пархоменко рассказывает вот такую историю:
Был у нас такой разговор в храме:
– Оденьте девочке шапку.
– Матушка, молитесь спокойно…
– Нет, вы меня послушайте. Или оденьте шапку, или сейчас же выйдите из храма.
– Матушка, девочке можно находиться в храме без головного убора.
– А я говорю – нельзя!
– Я сам священник, что вы спорите.
– Ай-яй-яй… Сам священник, а такого не знает… Священник называется… Чему других-то научит, когда сам ничего не знает?
Похвально, что на Руси сохраняется благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла.
Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.
Вместе с тем, женщина не должна относиться к головному покрывалу, как к чему-то принципиальному для веры и духовной жизни. Никаких «репрессий» к тем, у кого голова не покрыта, применять нельзя. Нельзя отлучать от Причастия, не допускать в храм и прочее. Христиане должны понимать, что платок на голове у женщины – лишь дань древнему восточному обычаю, не более.
Сегодня наши бабушки эту девочку заставили бы надеть косынку. Но в то время, когда люди понимали, «что и как надо на самом деле», подобных эксцессов не возникало совсем.
Традиция
Хорошо, это традиция и в Русской Православной Церкви она приветствуется. Но, погодите, как же относиться, например, к Греческой, Сербской Церквям, где нет такой традиции? Евангелие-то одно у нас. А женщины без платков и "дресс-код" как-то не обсуждается... Почему?
Очень просто, это традиция, а не заповедь. Относиться нужно без осуждения. В каждой Церкви и стране есть свои традиции и безусловно своя культура, но в деле спасения души - это не решающий момент прямо здесь и сейчас.
Вспомните, во время Апостола Павла и мужчины, и женщины носили своеобразный наряд в виде туник, которые отличить даже сложно было друг от друга. И вот представьте: люди первых веков христианства - сейчас придут в таком наряде в храм двадцать первого века. Их порвут просто. А тогда это была повседневная одежда, без изысков.
А мужчинам почему не делают замечания?
Кстати, говоря, одни важный момент всё же есть! Ведь больше всего придираются именно к женщинам, но бывает, что и мужчина пришёл в храм в футболке, например, или шортах. Думаете, мужчин не осуждают и не делают им замечания? Ещё как делают!
На самом деле святые отцы не рассматривали этот вопрос с точки зрения богословия. И без этого большинство людей понимают, что в храм нужно приходить в опрятной одежде, прилично выглядеть.
Здесь все так же, как и с платочками. Нужно просто понимать, что подобные правила основаны, прежде всего, на здравом смысле. Речь больше о приличии идет. Есть традиции, которую чтут. И прийти в храм в опрятной виде - это дань уважения Дому Божьему, никого не смущать и не вводить в соблазн.
Но и здесь тоже не всё так просто оказывается. Опять возникают вопросы и даже, кажется, что они бесконечны!
Разные ситуации
Вот, человек зашёл в храм внезапно. Не стоит его оговаривать, накидываться и кричать, что он грешник и безбожник. Да, здесь мы все такие, если подумать, что творим по жизни. Да, она без платка, а он в шортах. Не знают они правил. Но это не повод набегать и кричать: - Вон, отсюда, безбожники! Наверняка, слышали, а может читали комментарии в интернете таких людей. Они обвиняют их почему-то в безбожии! Только грех совершают они сами, вынося им такой приговор.
Люди могут веровать и впереди нас духовно пойти потом, мы же не зная всей ситуации, окажемся последними в конечном итоге. Не надо никого отправлять в геену огненную, это крайне ошибочно.
А вот и ещё факт: храмы, которые расположены на юге, преимущественно рядом с морем, где всегда жарко и много туристов, как правило, не делают в них никаких замечаний по поводу шорт и футболок, платков и брюк. Так как люди чаще здесь ограничены в выборе гардероба, а расположение места жительства и храма может быть далеко не близким. Возвращаться и переодеваться или тоскать с собой отдельную одежду, навряд ли получится туристам тем же. Главное прийти, конечно, не в нижнем белье, но такого и не бывает в принципе. Все равно при входе в храм, в наше время имеются и платки, и юбки, длинные платки, чтобы опоясаться. Так что, всегда можно найти решение.
Я знаю, что буду в храме точно!
Если, конечно, вы едете и знаете заранее, что будете посещать храмы и монастыри, и это паломничество к тому же, то тогда уже стоит обратить внимание на свой гардероб. Подготовиться и не переживать что скажут и не чуствовать себя некомфортно. Одеться прилично и не вводить никого в смущение.
А что же на кладбище?
Здесь, как говорят, и смех и грех. Споры пришли даже сюда, где казалось их уж точно не будет. Но нет!
Дело в том, что "дресс-кода" на кладбище и вовсе никто и никогда не составлял. Это всё-таки не храм. Мы идём на погост для чего в основном? Прибраться на могиле. Соответственно и одежда должна быть удобной. Брюки, платок или шорты здесь вообще не имеют никакого значения.
Опять же, если брать ситуации: вот, человек идёт с работы, мимо кладбища, в костюме. Думаете не осудят, увидевшие его? Кто-нибудь, да скажет, мол, нарядился ни к чему... Это ж кладбище. Боится ручки замарать, вырядился.
Другой случай, гулял человек по городу и захотел проведать могилки сродников, а он в шортах или платка у женщины нет. Так тоже кто-то, да и осудит. Мол, ну, как не стыдно в таком виде прийти на могилку?
Понимаете, в чем дело? В основном все разговоры сводятся к осуждению ближних. В этом и кроется проблема наша - в нелюбви. Дай повод посудачить и только. А ещё повозмущаться. А Господь сказал:
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга
(Ин.13:34)
Вот где оказывается, уместно задать себе вопросы в плане исполнения этой заповеди. Вот он - грех настоящий!
Слово Антония Сурожского
В целом, абсолютизировать традиции, конечно же не стоит. Иначе, как мы видим, всё переходит в перепалку, споры и ссоры, а радуем мы этим лишь лукавого, а не Бога.
Отсутствие платка на голове грехом не является, как и шорты с футболкой, в качестве вещи. Не вещь есть грех, а то, как человек ей распорядился. Это как нож, один режет хлеб, а другой совершает преступление. Просто нужно уважать традиции, но не стоит смешивать или приравнивать посещение храма и кладбища, например. Это все-таки совершенно разные места.
Митрополит Антоний Сурожский так говорил:
Если ты непокрытая стоишь перед Богом и молишься, Он видит твою молитву, и это лучше, чем если бы ты стояла покрытая и думала: когда же это всё кончится?! Если так, то лучше уж стоять в брюках, с непокрытой головой – и молиться.
Господь смотрит, прежде всего, в сердце человека, а не на платки, брюки или футболки. Вместо платка можно и шляпку одеть, а вместо обтягивающей футболки, более свободную. Главное чтобы наш вид, наши поступки и действия не вводили других в соблазн. Всё должно быть прилично!
Конечно, уже воцерковленному человеку легко размышлять о правилах и может, исполнять их. Но вновь пришедшему, нужно многое объяснять и важно делать это аккуратно, подсказывать с любовью. Криком и руганью, мы ещё одну душу своими действиями отдаляем от Бога. И нам за это придется ещё нести ответ пред Ним. Ведь, "не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное" (Мф. 7, 21) - сказал Спаситель. Есть о чем задуматься.
Будем смотреть, прежде всего, за собой и с любовью встречать всех, кто хочет узнать о Боге, прийти к Нему в храм Божий. Человек, как правило, меняется во многом, в том числе и одежду носит другую, когда его душа начинает приносить плоды покаяния. Это долгий путь, но все мы хотим спасения. Так что не будет отталкивать своих ближних от Господа.
Спасибо всем за внимание и до встречи на нашем канале!