Найти тему

Надежда Гавриленко: "Блокада Калининграда – провокационная выходка Литвы?"

Фото: rbc.ru
Фото: rbc.ru

Крупнейшим полуэсклавом России является самый западный регион нашей страны – Калининградская область. С одной стороны её омывает Балтийское море, на юге регион граничит с Польшей, а на северо-востоке – с Литвой. Географические особенности расположения области требовали особого порядка урегулирования перевозки грузов и пассажиров. Еще в 2002 году Россия и Евросоюз договорились об особом механизме транспортировки в Калининградскую область из других регионов РФ, а в 2004 году обеспечение калининградского транзита стало важнейшим условием для вступления Литвы в Евросоюз.

И вот в июне Литва сделала странный, на первый взгляд, шаг – фактически нарушая подписанный ей пакет договоренностей, она пошла на обострение отношений с Россией, введя ограничения на транзит грузов через свою территорию. Так, с 18 июня литовские железные дороги уведомили руководство Калининграда о прекращении транзита товаров, попавших под санкции Евросоюза. Для области, в которую основная часть грузов доставлялась по суше, путь из России в Калининград через Беларусь и Литву являлся самым удобным и экономически выгодным.

Власти Литвы данный шаг объясняют санкциями и требованиями Еврокомиссии (ЕК), но сам Евросоюз неоднозначно относится к сложившейся ситуации. Изначально президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что не позволит прокладывать через литовскую территорию какой-либо коридор для транзита российских грузов в нарушение санкций ЕС, и потребовал срочно начать консультации с ЕК. При этом в Еврокомиссии переложили ответственность на Вильнюс. По словам представителя организации Эрика Мамера, Литва приняла решение не под руководством ЕК, а самостоятельно. В настоящее время Еврокомиссия обсуждает проект документа, разрешающего перевозку товаров, находящихся под санкциями, из «России в Россию» через территорию ЕС. Об этом сообщил европарламентарий от Литвы Пятрас Ауштрявичюс.

Россия с блокировкой Калининграда мириться не собирается и прорабатывает ответ на «враждебные действия», о чем заявил секретарь Совбеза России Николай Патрушев. Представитель МИДа Мария Захарова также прокомментировала ситуацию по ограничению транзита, и указала, что реакция на ограничение транзита будет лежать не в дипломатической, а в практической плоскости. Но стремительных и необдуманных шагов ждать не стоит. «Москва настроена решительно, но с принятием решений она не спешит», — констатировал Дмитрий Песков.

Вопрос калининградского транзита встал достаточно остро для России. Описывая эту авантюру Литвы, нельзя назвать опрометчивую попытку ограничить грузопоток удачной. Во-первых, заблокированный сухопутный маршрут не является единственным способом доставки грузов в Калининград, Россия обладает достаточными возможностями для поставки необходимых ресурсов в регион морским путем. Во-вторых, Россия может ответить на действия Литвы принятием санкций против литовских транспортных и энергетических компаний, отказом от покупки литовских товаров и запретом их реэкспорта через другие страны ЕС.

В-третьих, частичная блокада Калининграда Литвой подогрела интерес к теме Сувалкского коридора. По мнению ряда экспертов, он может быть использован Россией в случае полной блокировки Калининградской области. Но организация такого коридора только усугубит отношения РФ со странами НАТО: формирование полноценного прохода подразумевает военные действия на границе Литвы и Польши. Логичным последствием станет конфликт со всем Североатлантическим альянсом.

Очевидно, Литве экономически невыгодна транзитная война. Но для чего она пошла на такой шаг? Была ли это попытка отвлечь Россию от специальной военной операции на территории Украины, или желание спровоцировать нашу страну на необдуманные действия? Ясно одно: даже частичное перекрытие транзита в Калининградскую область становится новой точкой эскалации противостояния России с Евросоюзом. И от своевременного ответа на новые угрозы будет зависеть судьба целого региона.

Надежда Гавриленко, колумнист экспертного клуба "Дигория"
Надежда Гавриленко, колумнист экспертного клуба "Дигория"