Найти в Дзене
Математика до школы

Геометрия в стихах

Это не просто стихи о геометрических фигурах. Это прекрасная возможность исследовать свойства геометрических фигур и развить мышление ребенка. Поэтому, прочитав стихотворение, обязательно все проделайте на практике с помощью бумаги, ножниц или обычного конструктора.

Ломаная

Один Отрезок как-то жил,

И гордецом большим он был.

Всегда свой нос он задирал

И никого не замечал.

Был приглашён он во дворец,

И этим горд был наш гордец!

И вот пошел он на приём,

Но не пролез в дверной проём.

Нос высоко так он задрал,

Что нос его в двери застрял.

Рванул бедняга со всех сил,

Но тело тут же надломил.

Отрезок ломанный упал,

Перед царем так и предстал!

И это был ему урок -

Не задирал чтоб нос он впрок!

Царь с трона своего привстал:

«Так это Ломанная»-он сказал.

С тех пор фигуру так зовут!

Вот и конец сей сказки тут!

Иллюстрация из книги автора
Иллюстрация из книги автора

Трапеция

Трапеция- принцесса устроила турнир,

К ней разные фигуры все съехались на пир.

Квадрат, Прямоугольник - особенно старались.

И только на турнире одни они остались.

К победе так отчаянно рыцари стремились,

Что сильно исхудали - и тут же превратились

В фигуры неизвестные пока ещё всем нам,

Один стал Ромб, второй - Параллелограмм.

Трапеция сказала: как исхудали, фу!

И ваши «руку с сердцем» теперь я не приму!

И рыцарей принцесса тут же прогнала,

Осталась совершенно Трапеция одна.

Со временем состарилась она и покосилась,

В обычный четырёхугольник превратилась.

А Ромб и Параллелограмм поправились опять!

И не хотят тот случай даже вспоминать!

(Во что превратились ромб и параллелограмм, когда поправились? Это легко продемонстрировать на обычном конструкторе, если сдвинуть стороны фигур)

Четырёхугольники.

Как-то раз разбойники

Встретили четырехугольники.

Стали с ними воевать

И углы им отрезать.

Все углы по отрезали,

А потом пересчитали.

В недоумении стоят разбойники:

Теперь фигуры - все восьмиугольники.

(Вырежьте из цветной бумаги разные четырехугольники и предложите ребенку срезать им углы)

Развёрнутый угол

На свете Развёрнутый угол жил,

И очень угол тот тужил,

Жить в фигурах он не мог,

Потому был одинок.

Угол грустный так бредёт,

Математик, вдруг, идёт.

Посмотрел, остановился

И углу он поклонился.

- Почему же грустный вид?

Ты ведь очень знаменит!

Вот давай возьмём с тобой

Треугольник мы любой.

Сложим все его углы.

Так чему они равны?

Три угла они сложили,

Угол новый получили.

Как развёрнутый - точь-в-точь.

- Ты отбрось сомненья прочь!

Треугольник взять другой,-

Результат опять такой!

В треугольнике углы,

В сумме все тебе равны!

Знают взрослые и дети,

Знаменит ты очень этим!

Иллюстрация из книги автора
Иллюстрация из книги автора

Усечение фигур

Однажды злые ножницы решили поиграть,

Фигурам разным стали верхушки отсекать.

Вот к конусу подкрались - верхушку отсекли,

И новую фигуру увидели они.

И пирамиду в новую фигуру превратили,

И очень им понравилось все то, что натворили.

Тогда они к цилиндру и к призме подошли,

Им незаметно тоже верхушки отсекли.

Но только, как проказники усечь их не старались,

Фигуры все равно такими же остались!

(Если из бумаги склеить эти фигуры, а затем их усечь, то есть отрезать им верхушки, то легко можно заметить, что конус и пирамида станут новыми фигурами - "усеченным конусом" и "усеченной пирамидой", а призма и цилиндр останутся теми же фигурами, лишь изменится их высота)

Точка

Поднимается ракета

Набирает скорость света!

На Земле все оставляет,

Быстро в точки превращает.

Дом наш в точку превратился,

А потом он растворился.

Целый город точкой стал,

А потом и он пропал.

В космос движется ракета-

Точкой стала вся планета!

Все что, видно, далеко-

В точку превратить легко!

(Главное, чтобы ребенок понял, что "точка" в математике - это не маленький предмет, а предмет, размерами которого мы можем пренебречь)

Отрезок

Кирпичи на стройке есть,

Но другая стройка здесь!

Три отрезка мы возьмём

Треугольник соберём.

Сколько нам отрезков взять,

Чтоб фигуры составлять -

Квадрат, прямоугольник,

А ещё пятиугольник?

(Попросите из счетных палочек-отрезков построить различные фигуры)

Циркуль

Мы пришли смотреть балет:

Циркуль крутит пируэт.

Чертит грифель ровно круг,

Восхищая всех вокруг.

Ножки рядом - круг такой,

Ножки шире - круг другой!

Быстро в циркуль превращайся,

И как он теперь вращайся!

(Предложите ребенку "превратиться" в циркуль. Спросите, какой круг будет, если расстояние между ножками циркуля маленькое, а какой - если большое?)

Иллюстрация из книги автора
Иллюстрация из книги автора