Это не просто стихи о геометрических фигурах. Это прекрасная возможность исследовать свойства геометрических фигур и развить мышление ребенка. Поэтому, прочитав стихотворение, обязательно все проделайте на практике с помощью бумаги, ножниц или обычного конструктора.
Ломаная
Один Отрезок как-то жил,
И гордецом большим он был.
Всегда свой нос он задирал
И никого не замечал.
Был приглашён он во дворец,
И этим горд был наш гордец!
И вот пошел он на приём,
Но не пролез в дверной проём.
Нос высоко так он задрал,
Что нос его в двери застрял.
Рванул бедняга со всех сил,
Но тело тут же надломил.
Отрезок ломанный упал,
Перед царем так и предстал!
И это был ему урок -
Не задирал чтоб нос он впрок!
Царь с трона своего привстал:
«Так это Ломанная»-он сказал.
С тех пор фигуру так зовут!
Вот и конец сей сказки тут!
Трапеция
Трапеция- принцесса устроила турнир,
К ней разные фигуры все съехались на пир.
Квадрат, Прямоугольник - особенно старались.
И только на турнире одни они остались.
К победе так отчаянно рыцари стремились,
Что сильно исхудали - и тут же превратились
В фигуры неизвестные пока ещё всем нам,
Один стал Ромб, второй - Параллелограмм.
Трапеция сказала: как исхудали, фу!
И ваши «руку с сердцем» теперь я не приму!
И рыцарей принцесса тут же прогнала,
Осталась совершенно Трапеция одна.
Со временем состарилась она и покосилась,
В обычный четырёхугольник превратилась.
А Ромб и Параллелограмм поправились опять!
И не хотят тот случай даже вспоминать!
(Во что превратились ромб и параллелограмм, когда поправились? Это легко продемонстрировать на обычном конструкторе, если сдвинуть стороны фигур)
Четырёхугольники.
Как-то раз разбойники
Встретили четырехугольники.
Стали с ними воевать
И углы им отрезать.
Все углы по отрезали,
А потом пересчитали.
В недоумении стоят разбойники:
Теперь фигуры - все восьмиугольники.
(Вырежьте из цветной бумаги разные четырехугольники и предложите ребенку срезать им углы)
Развёрнутый угол
На свете Развёрнутый угол жил,
И очень угол тот тужил,
Жить в фигурах он не мог,
Потому был одинок.
Угол грустный так бредёт,
Математик, вдруг, идёт.
Посмотрел, остановился
И углу он поклонился.
- Почему же грустный вид?
Ты ведь очень знаменит!
Вот давай возьмём с тобой
Треугольник мы любой.
Сложим все его углы.
Так чему они равны?
Три угла они сложили,
Угол новый получили.
Как развёрнутый - точь-в-точь.
- Ты отбрось сомненья прочь!
Треугольник взять другой,-
Результат опять такой!
В треугольнике углы,
В сумме все тебе равны!
Знают взрослые и дети,
Знаменит ты очень этим!
Усечение фигур
Однажды злые ножницы решили поиграть,
Фигурам разным стали верхушки отсекать.
Вот к конусу подкрались - верхушку отсекли,
И новую фигуру увидели они.
И пирамиду в новую фигуру превратили,
И очень им понравилось все то, что натворили.
Тогда они к цилиндру и к призме подошли,
Им незаметно тоже верхушки отсекли.
Но только, как проказники усечь их не старались,
Фигуры все равно такими же остались!
(Если из бумаги склеить эти фигуры, а затем их усечь, то есть отрезать им верхушки, то легко можно заметить, что конус и пирамида станут новыми фигурами - "усеченным конусом" и "усеченной пирамидой", а призма и цилиндр останутся теми же фигурами, лишь изменится их высота)
Точка
Поднимается ракета
Набирает скорость света!
На Земле все оставляет,
Быстро в точки превращает.
Дом наш в точку превратился,
А потом он растворился.
Целый город точкой стал,
А потом и он пропал.
В космос движется ракета-
Точкой стала вся планета!
Все что, видно, далеко-
В точку превратить легко!
(Главное, чтобы ребенок понял, что "точка" в математике - это не маленький предмет, а предмет, размерами которого мы можем пренебречь)
Отрезок
Кирпичи на стройке есть,
Но другая стройка здесь!
Три отрезка мы возьмём
Треугольник соберём.
Сколько нам отрезков взять,
Чтоб фигуры составлять -
Квадрат, прямоугольник,
А ещё пятиугольник?
(Попросите из счетных палочек-отрезков построить различные фигуры)
Циркуль
Мы пришли смотреть балет:
Циркуль крутит пируэт.
Чертит грифель ровно круг,
Восхищая всех вокруг.
Ножки рядом - круг такой,
Ножки шире - круг другой!
Быстро в циркуль превращайся,
И как он теперь вращайся!
(Предложите ребенку "превратиться" в циркуль. Спросите, какой круг будет, если расстояние между ножками циркуля маленькое, а какой - если большое?)