Найти тему
Руслан Назипов

Что делать с конфликтным клиентом?!

Оглавление

Конфликт - “неотъемлемая часть” бьюти-бизнеса. А умение его разрешить в свою пользу - основа выживания

“Пришла новая клиентка, окрашивание на длинные волосы, услуга дорогая. Выполнили - клиентка посмотрела на себя в зеркало и сообщила: “Мне не нравится, некрасиво. Платить не буду”.

Встала и ушла.

И что таких, за волосы хватать?!”

Забавно, но из года в год наблюдаю тенденцию: покупательская способность в платных мед услугах и салонах красоты падает.

А количество “требовательных” клиентов растет - в геометрической прогрессии)

Причем все чаще проявляются экстремисты: клиенты, выбивающие скидки или бесплатные услуги путем конфликта.

За годы практики у меня сформировалась своя типология конфликтных клиентов и тактики противодействия.

Пробежимся?

-2

ТИП 1 - потерпевший

Единственный, кому хочется идти на встречу - клиент, на самом деле получивший некачественную услугу.

Механизм взаимодействия - признать случившееся, снизить градус негатива и совместно найти решение.

Что делаем (по шагам. Последний - супер-важный для юридической защиты салона/клиники!)

  1. признаем негативные эмоции клиента - снижаем “накал страстей”

«Я понимаю, что Вас очень беспокоит эта ситуация …»

«Я понимаю, что Вы имеет право на негативные эмоции»

«Я понимаю, что Вы имеете право злиться»

2. извиняемся - за конкретные моменты. Иначе ваши извинения выглядят заученным стишком

Очень желательно не просто принести извинения, но и объяснить причину произошедшего. Смысл: подчеркнуть, что ситуация не рядовая, нетипичная для салона/клиники.

Применяем техники активного слушания.

3. одних извинений часто мало - поэтому предлагаем СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ

Для этого можно задать серию вопросов и привести клиента к определенному, выгодному и вам, решению.

Вопросы строим по следующей схеме:

- какая возникла проблема?

- а может ли она быть исправлена?

- если да, то как она может быть исправлена?

- сколько времени для этого понадобится?

- что для этого необходимо делать потребителю и специалисту?

- будет ли это беспокоить пациента?

- если полное исправление невозможно, то каким образом можно минимизировать последствия?

4. найденное решение обязательно ЗАКРЕПЛЯЕМ письменно. Дополнительно можно предложить плюшки (бонусы, скидки, подарки и т.д.)

5. подтверждаем отсутствие дальнейших претензий.

Для этого составляем двустороннее соглашение об отсутствии претензий.

Если производится возврат денежных средств, то подтвердить это распиской.

-3

ТИП 2 - Нерадивый

Тот тип клиентов, который “знает лучше” и сделает по-своему.

В результате оказанная вами услуга теряет качество - из-за несоблюдений рекомендаций специалиста.

Механизм взаимодействия: снизить градус негатива + убедить, что ОШИБКУ СОВЕРШИЛ КЛИЕНТ - а значит, за решение ситуации придется заплатить ему.

Что делаем:

  1. Признаем право клиента на негативные эмоции - как и в предыдущем случае.
  2. Соглашаемся в том, что проблема в принципе есть. Но подчеркиваем, что по вине клиента.

Как это сделать: использовать технику «Согласие в несогласии». Самой простой пример: «Я согласен с вами, но позвольте Вам объяснить…».

3. Разъясняем механизм возникновения проблемы.

Супер важный пункт, т.к. нужно, чтобы и вы, и клиент одинаково понимали ситуацию!

Ваша задача - ДОКАЗАТЬ - то есть логически привести клиента к выводу - почему возникла данная ситуация, какие действия клиента к ней привели

Старайтесь говорить максимально последовательно, четко, аргументировано, с понятными примерами

4. Убедили? Вырабатываем совместный план действий

Исходим из того, какая конкретно проблема возникла, может ли она быть исправлена - и сколько на это понадобится времени.

И главное - сколько исправление будет стоить и КАК клиент его оплатит.

Тут можно предложить варианты: оплата деньгами, отзыв в соц.сетях, участие в рекламе или что-то другое, приемлемое для вас.

5. Завершаем общение повторным разъяснением, в чем была ошибка клиента - убеждаемся, что клиент готов соблюсти рекомендации и избежать повторения ситуации.

-4

ТИП 3 - Мнительный

Это такие “подозреваки”) Как бы вы ни старались, они всегда полны волнений: инструменты нестерильны, мастера непрофессиональны и вообще “караул, обидели”.

Механизм взаимодействия: убеждаем, что услуга оказана качественно и в полном объеме.

Эти товарищи именно мнительны - а значит, хотят убеждений и уговоров.

Если их нет - угрожают претензиями и жалобами

Важно не отпускать их неудовлетворенными и утолить жажду внимания) в свою пользу, разумеется

Итак, что делаем:

  1. информируем о том, что представляет собой услуга, методах ее оказания и способах исполнения.
  2. разъясняем тонкости услуги - если есть
  3. АРГУМЕНТИРУЕМ (вежливо!)

Что тут важно: сохранять самообладание и фокус на предмете разговора - каким бы напористым не был ваш собеседник.

Аргументы должны быть компетентными (“вы не правы” - не аргумент) - но соответствовать уровню оппонента. Поток умных и непонятных слов будет скорее раздражать, чем вызовет доверие

Очень желательно учитывать личность собеседника и его темп речи. С медлительным нет смысла говорить много и быстро - он вас просто не услышит.

Активному медленная речь будет казаться признаком вашей некомпетентности.

Хорошо работает “наглядность”: если ситуация позволяет, берите ручку и рисуйте аргументы).

Если убедить все же не вышло - ФОРМАЛИЗУЙТЕ претензии!

То есть, попросите клиента изложить письменно изложить проблему и доводы по ней.

Дальше у вас есть 10 дней на письменный же ответ и поиск решения.

N.B. Любое найденное решение ситуации также фиксируйте в письменной форме - во избежание сюрпризов).

-5

ТИП 4 - Экстремисты

Мои “любимчики”.

Все эти истории про скандалы в салонах, кидание предметами, “мне не нравится - я пошла” - это про них.

Смысл поведения: сознательная провокация конфликта и использование его для личной финансовой выгоды.

А именно: бесплатной услуги, получения значительной скидки, бонусов и тд.

Потребитель в таком случае старается ошеломить: действовать максимально неожиданно и резко - чтобы испугать напором и не дать исполнителю сообразить, что вообще происходит.

Механизм взаимодействия: защитить себя (свой салон)

  1. не нервничать. если вы действительно качественно оказали услугу - у вас НЕТ поводов сомневаться
  2. попробовать отстоять свою позицию - спокойно и аргументировано, с учетом компетентности собеседника.
  3. Если на вас сыпятся аргументы в стиле “мне не нравится”, “некрасиво” и тд - просите клиента написать письменную претензию.

Изложить ситуацию и доводы по ней в письменном виде

Зачем:

1) этот процесс несколько остужает тех, кто рассчитывал на быстрый куш;

2) у вас есть возможность оценить свою позицию перед потенциальным судебным иском + возможность дать официальный письменный ответ, что важно;

Таким образом вы соблюдете досудебный порядок разрешения споров, что сыграет в вашу пользу в судебном разбирательстве.

3) изложенные письменные претензии как бы “закреплены”. А значит, вы сможете избежать ситуации, когда сегодня клиентка требует возмещения в размере 5 тыс рублей, а завтра они превращаются в 50 тыс. (случай из моей практики).

4. Отдельный пункт про то, как бороться с любителями встать и уйти, не оплатив услугу.

Вводите предоплату - ее нужно прописать в оферте. В таком случае варианта не платить не будет.

Приятных вам клиентов!)

-6

Подписывайтесь на канал и читайте полезные статьи о юридических нюансах бьюти-сферы каждый день.

Спасибо за внимание!