Найти в Дзене

Как все начиналось (к 40-летию крупнейшей в мире панорамы)

В 2022 году исполняется сорок лет со дня открытия панорамы в нашем городе. Истории ее создания и открытия посвящены книги, буклеты, фотоальбомы. Но в преддверии этой даты хотелось бы вспомнить о том, как все начиналось, о людях, которые были первопроходцами в освоении панорамной темы в нашем музее и городе.

Строительные работы приближались к завершению - уже была возведена панорамная ротонда, и город ждал приезда художников Студии имени М.Б. Грекова. Было ясно, что в военно-историческом музее должно появиться новое направление – художественное. Министерство культуры решило создать в музее структурное подразделение – панорамный отдел. Его задачи: изучить историю мирового и отечественного панорамного искусства, особенности батальной живописи, историю Студии имени М.Б. Грекова, писать летопись создания и открытия панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом».

Первым заведующим этим новым для музея отделом стал Алексей Семенович Чернышов. Профессиональный искусствовед - закончил Ленинградский Государственный университет - работал во многих художественных музеях страны. В Волгоград был приглашен в 1975 году на должность ответственного секретаря Волгоградского отделения Союза художников, затем стал директором выставочного зала при нем. Принят в музей обороны 1 ноября 1978 года. До конца этого года в Министерстве культуры шло утверждение штата и бюджета нового подразделения музея.

1-е января 1979 года считается днем рождения панорамного отдела. Для него было решено арендовать отдельное помещение. Выбор пал на спортивный интернат им. А.И. Родимцева, который находился рядом со зданием будущей панорамы. Таким образом, сотрудники отдела имели возможность постоянно бывать на строящемся объекте. Они регулярно общались со строителями, с художниками, были свидетелями основных этапов создания художественного полотна и всей панорамы в целом.

В первый научный состав панорамного отдела вошли: Т.Д Фомина, Г.Б. Тонконогова (Грошихина), С.В. Зеленская и М.В. Ильинская. Работа отдела была разнообразной и многогранной, приходилось осваивать незнакомые до этих пор для музея темы по живописи, панорамному искусству. Были налажены контакты с коллегами музея изобразительных искусств. Стать консультантами – наставниками охотно согласились Валентина Борисовна Мишина и Светлана Алексеевна Рогачева.

Фомина Т.Д.  и  Чернышов А. С  с  художниками - грековцами
Фомина Т.Д. и Чернышов А. С с художниками - грековцами

Первыми командировками отдела были посещения Студии им М. Б. Грекова, знакомство с ее творческим коллективом, работа в архиве Студии. Результатом командировок явился отбор и закупка этюдов и эскизов к будущей панораме, которые были включены в основной фонд музея и до сих пор хранятся в его запасниках и экспонируются на выставках.

По мере того, как научные сотрудники отдела осваивали новую для них тему, поле их творческой деятельности значительно расширялось: они постигали теорию панорамного искусства, особенности эксплуатации панорам, технические составляющие этого вида искусства. В освоении этих задач и проблем неоценимую помощь оказало сотрудничество со всемирно известными панорамами Бородинской и Севастопольской. Плодотворными были командировки в Москву и Севастополь.

Сотрудники панорамы на занятии
Сотрудники панорамы на занятии

Рабочие дискуссии и споры по освещению полотна панорамы возникли у сотрудников отдела с грековцами. Чтобы решить их, заведующий отделом А.С. Чернышев был командирован в Киев, к архитектору В.П. Петропавловскому, защитившему диссертацию «Опыт строительства и технического оборудования зданий панорам и диорам» в 1961 году, и являвшемуся на тот период единственным в стране специалистом по строительству конструкций и освещению панорам. Петропавловский приехал в Волгоград, пересмотрел расчеты и рекомендовал отказаться от комбинированного освещения, убрать уже построенный фонарь в крыше ротонды, полностью перейти на искусственный свет, что шло в разрез с проектом В.Е. Масляева. Тем не менее, расчеты Петропавловского (используемые и ныне) были приняты, и уже в ходе строительства проект был изменен. По просьбе директора музея этот известный специалист выступил перед коллективом с лекциями по панорамному искусству и основным конструкциям панорамных ротонд. Эти лекции оставили большое впечатление и часто вспоминались в панорамном отделе.

Неизгладимый след оставила у сотрудников отдела профессиональное общение с большим мастером живописи и прекрасным человеком Георгием Ивановичем Марченко. Именно ему было поручено руководить работами по навешиванию полотна и подготовке его к росписи. Он первым из группы художников приехал в Волгоград и вместе с сотрудниками участвовал в доставке холста в недостроенный спортзал Дворца пионеров, где производилось его сшивание. Следующими этапами было навешивание полотна, его натяжка, грунтовка.

Сотрудникам отдела пришлось проявить организаторские способности и решать административно-хозяйственные вопросы: встречи и размещения бригад грунтовщиц, водителей рефрижераторов и большегрузных машин, доставлявших в город грунтовку, масла, краски, инструменты и прочее, необходимое художникам для предстоящей работы.

Приятной обязанностью для коллектива отдела стала организация встреч художников с молодежью, творческой интеллигенцией города, интересных тематических вечеров.

Для научных сотрудников военно-исторического музея важным был тот факт, что пятеро из семи авторов полотна панорамы являлись участниками Великой Отечественной войны. Галина Борисовна Тонконогова (Грошихина) скрупулезно собирала сведения об их фронтовом пути, боевых наградах, организовывала встречи с ветеранами, молодым поколением воинов. Огромное впечатление на грековцев оказала встреча с художниками – фронтовиками Волгоградского отделения Союза художников. На этой встрече у председателя Союза, волгоградского скульптора А.Е. Криволапова родилась идея создать скульптурные портреты грековцев - фронтовиков (в настоящее время они находятся в изо - хранилище нашего музея).

Все, и в первую очередь, панорамный отдел, понимали: такое важное событие, как создание и открытие панорамы в нашем городе, станет событием государственного значения. Поэтому постоянно велась хронологическая фиксация этапов создания панорамы фотоаппаратом и редкой для того времени любительской видеокамерой. Для этого привлекали даже членов семей. Так, муж Татьяны Дмитриевны Фоминой стал оператором и сделал свой любительский фильм. Эти фотографии и кадры в настоящее время являются весомым достоянием нашего музея и используется им.

В 1980 году по инициативе работников отдела волгоградская студия телевидения (редакция кинопрограмм) создала документальный фильм о пребывании художников - грековцев в нашем городе. Авторская группа во главе с Юлией Яковлевной Слепцовой практически постоянно находилась с художниками не только во время работы, но и во время отдыха. Впервые отснятый фильм был показан по местному телевидению в 1981 году, а в 1982-м он был дополнен новыми кадрами – интервью с художниками – и был еще раз показан на майские праздники и перед открытием панорамы.

Музей всегда дружил с воинами волгоградского гарнизона. Коллектив панорамного отдела воспользовался этими связями для оказания помощи в работе художникам. Солдаты с удовольствием «работали моделями» - позировали баталистам, помогали при навешивании холста, при подъеме красок на смотровую площадку, участвовали в погрузо-разгрузочных работах.

Параллельно с работой, связанной с созданием панорамы, заведующий отделом А.Е. Чернышев и старший научный сотрудник Т. Д. Фомина принимали участие в организации и проведении персональных выставок художников – грековцев. Они проходили в гарнизонном Доме офицеров, выставочном зале Союза художников, музее изобразительных искусств. К сожалению, на одной из таких выставок в музее ИЗО скоропостижно скончался Георгий Иванович Марченко. На долю Татьяны Дмитриевны Фоминой выпала тяжелая миссия – сопровождать тело Георгия Ивановича в Москву и участвовать в организации его похорон. Это трагическое событие сблизило ее с семьей художника и через нее музею были переданы документы, Золотая медаль имени М. Б. Грекова, фотографии, рисунки.

По мере того, как роспись полотна панорамы приближалась к концу, работа коллектива отдела все больше приобретала научно-исследовательское направление: проводилось первое описание полотна, определялись границы и количество секторов для экскурсионного показа, готовился первый предварительный текст экскурсии по панораме. Сотрудники отдела исследовали и отобрали музейные предметы и материалы: фрагменты оружия, осколки, ящики для снарядов для предметного плана.

Обсуждение эскизов
Обсуждение эскизов

Когда началась работа по созданию предметного плана, коллектив отдела привлек и организовал солдат срочной службы, которые по замыслу художников оставили на слабо застывшем бетоне следы сапог, танковых гусениц, колеи артиллерийских орудий… В процессе этой работы стало ясно, что для такого большого предметного плана не хватает элементов реквизита. Научные сотрудники отправились в Москву, на киностудию «Мосфильм» и привезли обмундирование советских солдат и противника, стропы парашюта, ранцы, каски, макеты оружия, которые до этого использовались во время съемок многих известных фильмов о войне. Все эти предметы очень пригодились художникам при оформлении предметного плана панорамы.

К весне 1982 года работы по созданию панорамы практически были завершены. Отдел из арендованного помещения переехал в новые кабинеты административного здания, и в первые дни своей деятельности его сотрудники приводили в порядок новое место работы, грузили и перевозили картотеки и накопившиеся уже к этому времени научные материалы. Трудности этапа становления были серьезными, и их было много, но до сих пор работавшие тогда музейные сотрудники вспоминают о тех днях как о самом светлом и радостном празднике, с чувством причастности к важному культурно-историческому событию. Проходит время, многое меняется, и сегодня помещения комплекса не кажутся Дворцом - нам не хватает площадей (ни экспозиционных, ни административных, ни фондовых), но тогда все это было новым, казалось огромным и масштабным.

Главного события – открытия панорамы – ждали с большим нетерпением. Дата открытия неоднократно переносилась. И все-таки, этот день настал – 8-го июля 1982 года состоялось торжественное открытие первой очереди комплекса. День волнительный для всех сотрудников музея. Но для коллектива панорамного отдела это было его боевое крещение. Торжества продолжились в ресторане «Острава», где состоялся праздничный ужин. На нем присутствовали сотрудники музея и почетные гости: представители Министерства культуры, местных властей, художники, архитекторы, строители.

Сотрудники панорамы с художниками, 8 июля 1982 г.
Сотрудники панорамы с художниками, 8 июля 1982 г.

Открытие панорамы стало событием, но никто не мог предположить, что желающих посмотреть ее будет такое огромное количество. Люди занимали очередь задолго до начала работы панорамы. По этой причине было принято решение: работать в две смены с 8 часов утра до 20 часов вечера. Сотрудникам панорамного отдела и экскурсоводам для того, чтобы попасть на работу, приходилось пробиваться через ограждения и массы людей. В этом помощь им оказывала милиция - охрана музея-панорамы была поручена специальному взводу, которым командовал В.Г. Стеганцев.

Чернышов А.С  и  Фомина Т.Д.  провожают  художников  на  вокзале
Чернышов А.С и Фомина Т.Д. провожают художников на вокзале

Для коллектива отдела наступило время принимать ответные делегации – представителей Бородинской, Севастопольской панорам, многочисленные комиссии Министерства культуры, Академии художеств и пр.

Особо запомнились специалистам панорамного отдела визиты немецкого панорамиста Вернера Тюбке (автора знаменитой панорамы «Бад Франкенхаузен») и группы китайских художников, приступивших в то время к работе по созданию крупнейшей панорамы в провинции Ляонин. Вновь пришедшие в коллектив сотрудники уже могли вплотную заниматься темой панорамного искусства. Они получили поддержку у руководства, директора А.В. Иванкина, которые всячески способствовали росту и продвижению молодых кадров. Член корреспондент Академии художеств, доктор искусствоведения, профессор В.П. Толстой в свой очередной приезд в Волгоград предложил Светлане Аргасцевой поступить в целевую аспирантуру. За годы учебы в аспирантуре ее научные статьи были опубликованы во многих изданиях, в том числе и зарубежных; ей посчастливилось увидеть воочию многие панорамы, пройти длительную стажировку на Марольдовой панораме в Чехословакии. Ее имя становится известным в кругах ученых - панорамистов. Результатом этой интересной учебы и плодотворной работы Светланы Анатольевны Аргасцевой стала диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (шифр 17.00.04 – изобразительное искусство) «Художественная панорама как вид искусства», защищенная в октябре 1993 года в Москве в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств.

С февраля 1983 года заведующим панорамным отделом становится Евгений Григорьевич Иванисенко. При нем была проделана серьезная и кропотливая работа попредметного, почисленного описания полотна панорамы и предметного плана. Проводилось более углубленное научное изучение мирового панорамного искусства, были составлены каталоги всех созданных и действующих панорам. Зародилась идея выставок по истории панорамного искусства и отдельным панорамам. Впервые в 1983 году на выставку «100-летие панорамы Мездага» в Гааге (Нидерланды) были собраны и переданы через Министерство культуры уже накопленные и систематизированные материалы по нашей панораме. Они вошли в раздел выставки «Мировое панорамное искусство». Участием в ней наша панорама вступила в мировое панорамное сообщество и была включена в его каталог. Стала событием и выставка трех панорам «Мужество и героизм в защите Отечества», созданная совместно с Бородинской и Севастопольской панорамами (1997 г.). Создавать выставку было трудно, уже хотя бы потому, что Севастопольская панорама к этому времени оказалась зарубежной и чтобы доставить экспонаты для выставки, необходимо было соблюсти все условия таможни и транспортировки. Тем более радостной была встреча, практически со всем научным коллективом этой панорамы, приехавшим на открытие выставки.

Евгений Иванисенко с летчиками
Евгений Иванисенко с летчиками

К сожалению, перестроечный процесс в истории нашего государства затронул и сферу культуры, многие структурные подразделения в музее-панораме были сокращены, в том числе и панорамный отдел, а его научные сотрудники были объединены с экспозиционным отделом.

Со дня организации панорамного отдела и по сегодняшний день тема панорамной живописи остается по-прежнему актуальной и одной из ведущих. Сменилось уже не одно поколение музейщиков, но тот потенциал, который был наработан первыми сотрудниками отдела, еще долгие годы будет служить пропаганде этого замечательного и необычного вида искусства.

Светлана Аргасцева, Татьяна Кузьмина, сотрудники Музея-заповедника "Сталинградская битва"