Во Всемирный день поцелуя поговорим о самой известной картине, где изображены влюбленные... Или нет? Какие секреты скрывает работа Густава Климта? Узнаем!
Тысячи отсылок в мировой культуре, всевозможный мерч, даже отдельная монета с изображением этого сюжета и самого художника. Именно «Поцелуй» привлекает в Австрии множество туристов, которые хотят взглянуть на оригинал в Галерее Бельведер в Вене. Кстати, однажды музей провел специальную акцию в День святого Валентина. Влюбленные могли купить специальный входной билет, чтобы получить бокал шампанского и возможность поцеловаться на фоне картины. Также был разыгран свадебный пакет – пара могла зарегистрировать брак прямо в музее или обвенчаться в часовне при галерее.
Но сам Климт не ожидал такого успеха. Картина была написана в момент сильного кризиса. Художника много критиковали за чрезмерный эротизм и академичность. Климт начал сомневаться в себе, стал меньше рисовать. Но именно этот период стал «золотым» в его творчестве и подарил миру самые известные его работы.
По легенде, картину заказал Климту некий граф, который хотел изобразить себя вместе со своей возлюбленной. Он передал художнику медальон с портретом девушки. Однако Климт сам влюбился в неё – именно поэтому пара не целуется, а только замерла в ожидании поцелуя. И лица мужчины не видно: считается, что так художник изобразил самого себя.
Однако многие искусствоведы считают, что для этой картины Климту позировала Эмилия Луиза Флеге. Она была близким другом и музой художника более 20 лет. Несмотря на многочисленные романы, Климту удавалось сохранить с Эмилией очень нежные и близкие отношения. Он дарил ей дорогие ювелирные украшения, помогал продвигать бизнес – Эмилия была модельером, и многие модели Климта позировали именно в нарядах её модного дома.
В последние годы жизни Климт проводил долгие месяцы вместе с подругой на озере Аттерзе в Верхней Австрии. Они вместе гуляли по садам, катались на лодке, разговаривали. Были ли они очень близкими друзьями или их связь переросла в романтические отношения – на этот вопрос у исследователей нет однозначного ответа. Но точно известно одно – последними словами Климта стали: «Эмилия должна прийти».
По другой версии, моделью для «Поцелуя» стала Адель Блох-Бауэр. Её мы можем видеть на картине «Золотая Адель» - самом известном её изображении. Именно эту картину считают вершиной «золотого периода» в творчестве художника. Также Климт написал еще один портрет Адель и изобразил её на полотне «Юдифь и Олоферн».
Существует легенда, что один из портретов заказал муж Адель, который узнал о её романе с художником. И при работе любовники должны были так надоесть друг другу, что поспешили бы поскорее расстаться. Но нет никаких доказательств, что между Аделью и Климтом действительно была какая-то связь, кроме творческой.
Помимо личности девушки на картине споры вызывает и сами отношения «влюбленных». Искусствоведы проводили анализ поз мужчины и женщины, сравнивали «Поцелуй» с другими работами Климта. И некоторые исследователи уверены, что поцелуй не такой уж и желанный. Руки девушки расположены так, как будто она хочет оттолкнуть мужчину. Стоит она в коленопреклоненной позе на краю обрыва. А стебли вьюна, которые оплели ноги девушки, некоторым напоминают оковы.
При этом на эскизах Климта сюжет был совсем другой! Там влюбленные были на равных и повернуты друг к другу. Что именно заставило художника полностью изменить первоначальный замысел, так и осталось загадкой.
А что вы видите на этой картине – счастливую любовь или несчастную?