Найти тему
MEDIA-MIG

Российские вузы выход нашли

Фото: © РИА-Новости/Евгений Биятов
Фото: © РИА-Новости/Евгений Биятов

Перенос всех услуг и сервисов в онлайн-пространство — долгоиграющий тренд, который позволил клиентам, бизнесу и производителям не оказаться в изоляции друг от друга.

А ведь так могло случиться в условиях коронавирусных ограничений на перемещение. Лучшие университеты мира, ученые, инновационные стартапы, фрилансеры — все начали создавать контент на цифровых платформах. Согласно докладу специалистов из ВШЭ, в 2021 году объем мирового рынка онлайн-образования достиг 165 млрд долларов, что сопоставимо с ВВП таких стран, как Греция или Венгрия. В среднем рынок электронных образовательных услуг, по словам экспертов, растет на 5–15% в год.

Россия не осталась в стороне: если в 2016 году объем отечественного рынка образования достигал порядка 1,8 трлн рублей, то на 2021 год — уже 2 трлн рублей. Пышным цветом стали расцветать частные онлайн-школы, как грибы в цифровом поле проросли репетиторы. Государственные университеты тоже постепенно осваивали новое пространство, активно включаясь в глобальную сеть путем размещения собственных курсов на иностранных платформах.

В передовиках цифровизации высшего образования находился СПбГУ, ставший лидером не только среди отечественных вузов, но и среди европейских партнеров по количеству размещенных курсов на Coursera. Активно размещали свои образовательные продукты и другие отечественные учреждения высшего образования: РУДН, НИЯУ МИФИ, НИУ ВШЭ. Включение отечественных университетов в глобальное образовательное онлайн-пространство означало не только расширение аудитории, что было финансово выгодно самим вузам, но и возымело благотворный эффект на процесс интеграции мигрантов в русскоязычную среду: желающие переехать на учебу или работу в Россию иностранцы могли, находясь на родине, погрузиться в мир русского языка и культуры.

Такой контент пользуется популярностью у слушателей со всего мира. Как нам подтвердили в пресс-службе СПбГУ, их курс «Русский как иностранный» нашел свою аудиторию во всех уголках мира начиная со стран ближнего зарубежья, заканчивая государствами, далекими от границ России, такими как Китай, Индия, Турция, Греция, Перу, Лаос, Германия, Франция, Аргентина.

«За время реализации онлайн-курса «Русский как иностранный» на платформе «Открытое образование» его прошли почти 12 тысяч человек, что сопоставимо с количеством слушателей на этом же курсе на платформе Coursera. Средний возраст слушателей курса находится в диапазоне 25–34 года, гендерное. Большинство студентов, обучающихся на достаточно высоком уровне, находятся в США и странах Европы, также среди слушателей немало студентов, уже находящихся в России. Скорее всего, это иностранные студенты, обучающиеся в вузах РФ, и молодые специалисты, желающие вывести свои языковые навыки на конкурентный уровень», − поделились представители университета.

Однако 4 марта 2022 года некоторые зарубежные образовательные платформы приняли решение отказаться от сотрудничества с российскими университетами в знак протеста из-за позиции ректоров отечественных вузов на фоне событий на Украине. Было бы ошибкой говорить, что отечественное образование совсем не было готово к такому изменению политической конъюнктуры — еще в 2015 году ведущими вузами России (МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО) совместно с Министерством образования была запущена отечественная электронная платформа «Открытое образование», где на сегодняшний день размещено 929 курсов.

Несмотря на то что «соломка» в некотором смысле была постелена заранее, для российского рынка образования закрытие доступа к Coursera и edX — все равно удар, ведь, по словам опрошенных изданием Forbes экспертов, появление курсов отечественных вузов на зарубежных платформах означало повышение как имиджа наших университетов, так и колоссальное расширение аудитории. Отказ от сотрудничества означает финансовые потери для организаций высшего образования, но, что еще более чувствительно, также пропажу собственных же образовательных программ, как произошло в случае НИУ ВШЭ и УрФУ, которые встроили Coursera в свой образовательный процесс. В «Вышке» вообще были отдельные магистерские программы полностью в удаленном формате.

Редакция издания «МЕДИА-МИГ» решила узнать непосредственно у работников образования то, как их университеты переживают разрыв связей с иностранными образовательными платформами. В частности, журналисты связались с директором Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимиром Старостенко.

По словам собеседника издания, самой большой проблемой для университета стал объем переносимого контента, поскольку, как указывалось ранее, СПбГУ был одним из мировых лидеров по количеству размещенных на платформе курсов.

«Количество слушателей онлайн-курсов на платформе Coursera составляло более миллиона человек, причем более половины из них — из-за рубежа. После 4 марта нам стало поступать большое количество вопросов от иностранных слушателей о том, где они смогут продолжить обучение на англоязычных онлайн-курсах СПбГУ. Чтобы поддержать своих слушателей, университет открыл англоязычные онлайн-курсы, которые ранее были представлены на Coursera, на платформе «Открытое образование», при этом сделав доступ к ним совершенно бесплатным», — рассказал Владимир Старостенко.

В это же время в университете убеждены в том, что российская платформа «Открытое образование» является вполне конкурентоспособной, о чем говорят объективные показатели: число уникальных пользователей платформы превысило 2 млн человек, число записей на курсы находится на отметке в 10 млн человек, а количество курсов на платформе приближается к тысяче.

Некоторые московские университеты сразу размещали курсы на созданные ими же цифровые платформы, поэтому разрыв связей с иностранными платформами прошел незамеченным. Так, например, поступили на цифровом подготовительном факультете РУДН, где как раз проходят обучение иностранцы.

Из оценок экспертов видно, что «развод» с Coursera и edX для российского образования не прошел бесследно, однако сами университеты настроены весьма оптимистично, поэтому, похоже, цифровизация этой сферы свернута не будет.

Больше о трудовой миграции в России и мире читайте на нашем сайте MEDIA-MIG.ru

Российские вузы
0