Найти тему
Chris Vortex

У. Гибсон. Нейромант.

Испытывая к киберпанку, как к жанру, определенный интерес, я решил обратиться к первоисточнику. И это как раз тот самый случай из разряда "ожидание - реальность". Нет, я не стану разносить роман в пух и прах, ведь именно он сформировал жанр и этой заслуги у него не отнять. Но называть это литературой - преступление. Так, зарисовки ближайшего будущего в школьном сочинении подростка. И, на мой взгляд, роман не заслуживает всех тех премий, которые ему присудили.

Может это и была задумка автора, в том, что сам текст выглядит как порождение описываемого мира - рваный сюжет склеенный скотчем и обрывками синей изоленты, мусорный текст, которому место не на страницах книги, а на грязных стенах в трущобах Муравейника. Но нет, не впечатлило - чуть глаза не вытекли. А из-за обилия описания алкоголя, наркотиков и разнообразных извращений в романе, не остается места для самих героев, их характеров и их мотиваций. Да и сами герои вроде бы колоритные ребята, но вот не живые. Словно архетипы не имеющие индивидуальности. Кейс - хакер и торчок, Молли - шлюха и наемный убийца, Армитидж - бывший военный с протекающей крышей. На фоне всего этого, невольно возникает вопрос об интеллектуальности самого искусственного интеллекта Уинтермьюта - а не мог бы выбрать кого получше? Если миром Гибсона правит жажда наживы, то можно было бы подкупить и собрать более достойную и более надёжную команду. К примеру, корпоратов которые разрабатывают ЛЕД (ICE) и знают все его недостатки.

Но, может быть, я зря ругаю роман? Может быть, я не рассмотрел более глубокой мысли? Не увидел чего-то главного за всеми декорациями социального дна? Ведь не зря же роман стал обладателем столь престижных в фантастической литературе премий. Давайте рассмотрим поближе. Любая литература, и фантастика в частности, является своеобразным оттиском эпохи. И если на заре зарождения жанра взоры фантастов были обращены по большей части к открытиям и науке как таковой, то уже к середине ХХ века взгляд уже был направлен в космос, а Земля, в их произведениях, покрылась радиоактивным пеплом. Но годы шли, апокалипсис так и не наступил, а яблони на Марсе не зацвели. И вот пришло время отвернуться от космоса и обратить внимание вновь на Землю, где осталось множество нерешенных проблем. Так вот исходя из вышесказанного, очевидно, что рано или поздно другие авторы обратились бы к теме технологического скачка цивилизации и симбиоза человека и технологий. Просто Гибсон оказался одним из первых. И не надо вешать лапшу на уши утверждая, что фантастика как жанр была в застое. Все равно эти идеи витали в воздухе и мы бы пришли к киберпанку в той или иной форме, но более плавно и постепенно.

Что же такого необычного и передового в Нейроманте? Расслоение общества на богатых и бедных? А не это ли было у Герберта Уэллса в Машине времени? Города-муравейники? Кажется я читал об этом у Азимова в его цикле про Основание. Страх перед чуждостью искусственного интеллекта? Все тот же Азимов со своими законами роботехники, а ещё Фрэнк Герберт у которого человечество избрало иной путь развития после восстания разумных машин. Может быть тогда проблемы экологии? Нет, о Дюне Фрэнка Герберта мы уже упомянули.

Что выделяет роман, так это технологии. Киберпространство Матрицы, деки, сим-стим, ЛЕД, импланты и аугментация. Под девизом High tech, low life, автор показывает нам контраст высоких технологий с моральным упадком всего человечества. И самое страшное, что героев романа волне устраивает такая жизнь.

Что в итоге получилось? Роман собрал в себе все тенденции и проблемы своего времени. Воедино слились урбанистика, проблемы экологии, страхи перед новой формой сознания, социальное расслоение общества, нарастающее влияние корпораций, симбиоз технологий и человека. Все это вместе породило новый жанр. И да, мне нравится этот жанр, но не его первоисточник. Единственное за что можно поблагодарить Гибсона, так это за то, что указал верное направление своим, более достойным внимания, последователям.