Найти тему
Фольклор Агапова

Эрих Мария Ремарк

Дорогие читатели! В этой статье я постараюсь раскрыть образ Эриха Марии Ремарка, анализируя его произведения.

Ремарк — один из моих самых любимых писателей двадцатого века, у которого я прочел около 70 процентов всего творчества. Кстати второе имя (Мария) он взял в память о своей покойной матери вместо предыдущего (Пауль). Если вкратце, Ремарк это антипод нацистского режима, ставящий на пьедестал не коллективное подчинение режиму, а борьбу с ним и полную индивидуальность. Любопытно заметить, что большинство немецких и русских авторов, эмигрирующих в Европу или Америку становятся певцами, восхваляющие личные границы и нравственную свободу, что говорит о закрытости и жестком цензурировании в их родной стране. Здесь можно провести аналогию с Бродским, для которого (в весьма продуктивные писательские годы в СССР) личное пространство ограничивалось тремя шкафами и шторкой, закрывающей его от родителей десятки лет. А потом, выселив его из страны, правительство запрещало видеться Иосифу с родителями до самой смерти оных.

Ремарка же в Германии перестали издавать сразу после становления нацистского режима. Все его книги были сожжены на площадях, ознаменовав новую безжалостную эпоху. Ремарк до конца не хотел уезжать из его любимой страны, но ему пришлось это сделать, опасаясь за свою жизнь (опасался он не просто так, ведь в 1943 году нацистами была арестована и гильотинирована младшая сестра Ремарка — Эльфрида Шольц).  Йозеф Геббельс лично занимался уничтожением творчества и доброго имени писателя. Но и на этом трудности не заканчивались, годами ранее его первая жена — Ильза Ютта подхватила чахотку и страдала от нее на протяжении всей жизни. Она стала прообразом Пат из романа «Три товарища». 

-2

Вся эта боль красной лентой проходит через произведения Ремарка, выдавая нам все переживания и страдания автора. В какой же последовательности читать Ремарка, чтобы прочувствовать хронологию жизненного пути автора? 

Начать советую с небольшого, душещипательного произведения: «На Западном фронте без перемен», которое окунет вас в окопы Первой Мировой войны, показывая их неприглядную сторону. Сам Ремарк воевал всего полтора месяца (а потом лежал в госпиталях), но мне кажется, что это идеальный промежуток времени, чтобы ужаснуться и вкусить отравленный плод разрушения идеалов и не привыкнуть к военному хаосу. Далее прошу ознакомиться с романом: «Черный обелиск», который покажет вам патовое положение послевоенной Германии двадцатых, вы узрите восхождение нацизма в самом его начале. После «Обелиска» я бы порекомендовал «Триумфальную арку», рассказывающую о жизни немецкого врача в Париже, бежавшего от ужаса, охватившего его страну. История любви с Жоан Маду, в книге тоже не выдуманная, ее прототипом послужила актриса Марлен Дитрих, которую Ремарк повстречал в Венеции. Эриха Марию вообще считают более женским автором, ведь то придыхание с которым он описывает любовные похождения более свойственно женской писательской половине. Однако оно только придает чувственности его романам, заставляя их читать и перечитывать десятки раз!

Если у вас еще остались силы, то закончить ознакомление с Ремарком рекомендую прекраснейшими романами (моими самыми любимыми): «Время жить и время умирать», показывающий две недели жизни Эрнста Гребера, нашедшего свою любовь, в разбомбленной Германии, пытающейся взять реванш «новым и смертоносным» оружием. И «Три Товарища» — шедевр Ремарка, относящийся к периоду депрессии в Германии, в котором друзья носятся с «четвертым товарищем» великолепной машиной «Карлом». 

Подведя итог, хочу сказать, что Ремарку я обязан погружением в читательский мир и знакомством с «потерянном поколением», за что я безмерно ценю вклад автора в мировую литературу.