Наш канал на Яндекс Дзен продолжает знакомить вас с известными мелитопольцами. И сегодня мы расскажем вам об актере театра и кино Аркадии Гашинском. О его актерском обаянии ходили легенды. Талант Гашинского особо раскрылся в 60-70-ых годах прошлого столетия, когда он работал на съемочной площадке с такими мэтрами как Сергей Бондарчук, Владимир Конкин, Армен Джигарханян, Александр Кайдановский, Татьяна Самойлова, Эдита Пьеха и другими. Именно тогда он получил звание народного артиста СССР.
Аркадий Евгеньевич Гашинский родился 29 июля 1920 года в Мелитополе. Мечтал об архитектуре, поступив в Мелитопольский архитектурно-строительный техникум, но сама жизнь уготовила ему иное предназначение. На его неординарную внешность обратили внимание руководители драмкружка при техникуме. Вскоре он получил одну из ролей в спектакле и, судьба Аркадия Гашинского была предопределена.
В 19 лет Аркадий поступил в Театральный институт в Харькове. Едва Гашинский сдал экзамены по итогам второго курса, как в нашу страну пришла война. Во время Великой Отечественной юный актер был эвакуирован, но вскоре ушел на войну, став участником фронтовой театральной бригады. Гашинский и товарищи отправлялись со спектаклями на самые опасные участки 1-го украинского фронта, чтобы поднять боевой дух советских солдат. И наши воины беспощадно громили врага, освобождая Киев, Ровно, Луцк, Львов.
В 1945-ом Гашинский окончил московский ГИТИС. Ему посчастливилось учиться у легендарного мастера – театрального режиссёра МХАТ и педагога Михаила Тарханова. Три года Гашинский был актёром Киевского театра драмы (Молодого театра), после чего попал в Украинский драматический театр имени Франко в Киеве. Еще во время учебы в Харькове Аркадий Евгеньевич познакомился со своей будущей женой – актрисой и красавицей Валентиной Пивторадней. Полтора десятка лет она была его партнершей по сцене сначала Молодого театра, а затем и театра Франко.
Именно драматический театр Франко стал для Гашинского вторым домом. В общей сложности Аркадий Евгеньевич отдал ему более полувека своей жизни с 1948 по 1990 год. Создал трагедийные образы большой эмоциональной силы. Так после московского показа спектакля Ярослав Мудрый министр Екатерина Фурцева «железная леди советской культуры», потрясенная талантом актера подписала указ о представлении на присвоение Гашинскому звания народного артиста СССР.
После постановки спектакля «Антигон», по пьесе древнегреческого драматурга Софокла, Гашинскому не давали прохода поклонники, буквально засыпая его автомобиль цветами. Прекрасно удавались Гашинскому театральные роли в шекспировских «Макбете» и «Короле Лир», чеховском «Дяде Ване», «Дон Сезаре де Базан» Дюмануара и Деннери, а также многих других.
Особую главу в биографии Аркадия Гашинского занимает киноискусство. Первой картиной, в которой сыграл Аркадий Евгеньевич была лента об Иване Франко, где он работал на одной площадке с мэтром Сергеем Бондарчуком. Затем был кинофильм, снятый к 300-летию воссоединения Украины и России, а точнее к дате перехода реестрового Войска Запорожского под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого и части подконтрольных ему территорий в Русское царство в 1654 году.
Среди кинолент, в которых сыграл Гашинский, выделяются: спортивная драма «Серебрянный тренер» об учителе, потерявшем дочь во время войны, сверхпопулярный многосерийный фильм «Как закалялась сталь» с актером Владимиром Конкиным, тем самым, что сыграл Володю Шарапова в «Место встречи изменить нельзя». Большой успех у зрителей получили также сериал «Рожденная революцией» о становлении уголовного розыска на заре строительства советского государства и «Бриллианты для диктатуры пролетариата» по сценарию Юлиана Семенова (17 мгновений весны, Солярис). Главные роли в последнем фильме сыграли такие звезды экрана как Александр Кайдановский, Татьяна Самойлова, Армен Джигарханян, а также певица Эдита Пьеха. Все эти киноленты были сняты на заре 70-ых годов прошлого столетия. Именно тогда в 1971-ом Аркадий Гашинский и получил звание народного артиста СССР.
Кроме занятости в театре и кино, Аркадий Гашинский работал на радио и занимался преподавательской деятельностью: с 1969 по 1975 в театральной студии при Киевском театре им. Ивана Франко, а с 1980 в Киевском институте театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого.
Несмотря на свою популярность, Аркадий Евгеньевич не зазнавался. Не входил ни в какие театральные группировки. Он умел забывать вчерашний успех — очень важное для настоящего артиста качество. Гашинский понимал, что в каждой новой роли все надо начинать с чистого листа, с незнания, со студенчества, с нового витка «открытия давно известных истин». Он был очень трудолюбив, с вниманием относился ко всем указаниям режиссера. Работники театра Франко, все как один, называли его Князем, настолько он всегда был ухожен и элегантен. Правда, по признаниям театралов, иногда он в разгаре веселья, мог сорваться и повезти всю праздничную толпу к цыганам. Гашинский ничего не просил, не кричал о своих заслугах перед Родиной, хотя имел высокие звания и награды. Жил в скромной двухкомнатной квартире на проспекте Победы в Киеве в очень шумном месте. Его сын, Евгений Гашинский, заслуженный артист УССР работал в Николаевском театре и когда Аркадию Евгеньевичу советовали перевести его в Киев, он отвечал: «Ни в коем случае. Он сам пробьется».
Аркадий Гашинский априори считал людей хорошими, порядочными, честными. Это не так уж часто бывает в наше время. Михаил Резникович, художественный руководитель Национального академического театра русской драмы им. Л. Украинки, вспоминал, что «Гашинский был удивительным педагогом. Может быть, только у учеников Аркадия Евгеньевича при воспоминании о нем теплели глаза. Этого феномена у других студентов при разговорах с ними о педагогах я не встречал. Он умел распознавать истинный талант и мужественно выдерживал испытания, посланные ему судьбой. Жизнь никого не оставляет в покое, не дает расслабиться. Но так достойно и так мужественно, как Аркадий Гашинский, принимать удары судьбы могут немногие».
В 1988 году на семью Гашинских обрушилось горе: трагически погиб единственный сын Аркадия Евгеньевича и Валентины Макаровны – Евгений. От этого удара судьбы отец так и не оправился. И через три года после смерти сына перестало биться и сердце Князя Театра имени Ивана Франко. После ухода Аркадия Евгеньевича Валентина Макаровна замкнулась, практически ни с кем не общалась, говоря избранным друзьям о том, что теперь она «не живет, а лишь ждет мгновения отправиться за Аркашей». Валентина Пивторадня умерла через несколько лет после мужа и была похоронена рядом с ним на Байковом Кладбище Киева. Спустя несколько лет кто-то из друзей актерского семейства по имени Александр, возвел на их могилах памятник, где начертаны следующие слова: «Низкий поклон вам, дорогие, за талант, добро и любовь».
#мелитополь #историямелитополя #аркадийгашинский #актерыссср #советскийкинематограф #советскийтеатр #киноссср #театрикино #театрссср #евгенийгашинский