В древние времена обожествлялись силы природы. Человек был бессилен перед стихиями, явлениями, да и зачастую перед погодой. От погодных явлений порой зависела жизнь целых поселений и даже народов: в годы засухи или неурожая вследствие града или проливных дождей людей ждала голодная гибель. И так получилось, что в древности установились многие обряды, связанные с природой, с имитацией влияния человека на природу, и они, переродившись из языческого культа в культурные традиции, нитью тянутся сквозь тысячелетия в современность. Дагестанские народы, несмотря на переход к монотеизму, сохранили многие традиции древности. Обряды, связанные с вызыванием солнца или дождя, были широко распространены в Дагестане, особенно в южной его части. Эти обряды существовали у агулов и родственных им народов: рутулов, цахуров, лезгин, табасаранцев. Обряды у этносов и даже в различных селах несколько видоизменялись, но предназначение и основное содержание совпадали. В наши дни обряды не исполняются, но сохранились сказания о них и подробное описание.
Бешепей – обряд вызывания дождя. Из тонких прутьев делалась плетенка в форме усеченного конуса в соответствии с ростом человека, давшего согласие стать Бешепеем – чаще всего им оказывался пастух. Плетенка надевалась поверх легкой одежды Бешепея и доходила ему до колен. Личность исполнителя обряда не раскрывалась, имя Бешепея было известно лишь ближайшему окружению. Одетый в плетенку пастух готовился к выполнению обряда – шествию по селу. Бешепей ходил обязательно в сопровождении нескольких человек, составляющих "вспомогательный персонал". Конечно, процессию сопровождало большое количество детей разного возраста, с интересом наблюдавших за действием. Бешепей подходил к каждому дому и ждал, пока хозяева обольют его водой. Тем временем сопровождавшие его лица получали в дар разные сладости, которые складывали в мешок. При обливании Бешепея водой обязательно произносили пожелание: "Пусть пойдут дожди, чтобы мы промокли так же, как и ты! Пусть будет богатый урожай, много трав (сена для скота)!" Содержание текста варьировалось, но смысл оставался неизменным.
Шествие сопровождалось веселым шумом, смехом и шутками, а прекращалось лишь тогда, когда Бешепей обходил все дома в селении. Завершив обряд, участники процессии направлялись к священному месту, и там делили дары, полученные от односельчан.
Слово и действие здесь не разграничены и образуют неделимое целое, но основное значение все же очевидно: с точки зрения народных представлений о взаимоотношениях между природой и человеком воздействовать на явления природы можно, изобразив действия, имитирующие эти явления. Действия как бы повторяются, меняются только их субъекты: в первом случае это человек, во втором – природа. Природа олицетворяется, наделяется способностью понимать человека, его нужды, и тем самым создается видимость взаимопонимания между человеком и окружающим его миром.
Бухунчай (Белкунцай) – обряд вызывания солнца. Брался обычный шест, тряпками создавалась голова. К шесту прибивали палку так, чтобы получились руки, затем надевалось нарядное платье, накидывались платки, причем так, как принято было накидывать на невесту. В целом соблюдался тот же порядок, что и при одевании невесты.
Готовую Бухунчай (Белкунцай, – в разных аулах называли "невесту" по-разному, часто имена были созвучны) с двух сторон несли две девушки, рядом с которыми стояли еще по пять-шесть девушек – имитация свадебного обряда. Шествие с Бухунчай сопровождалось хоровым исполнением многократно повторяемых куплетов, перевод которых следующий:
Ли-ла-ли-лай, ли-ла-лай,
Наша Бухунчай хочет мужа,
А Шабандар – жену.
Ли-ла-ли-лай, ли-ла-лай,
Наши сусеки хотят зерна,
А чтобы высушить его, нужно солнце.
Ли-ла-ли-лай, ли-ла-лай,
Пусть солнце и луна будут выше,
Пусть туманы-облака будут ниже!
Процессия обязательно обходила все дома в ауле, причем хозяйка каждого дома, пожелав успеха шествию, непременно выносила угощение для Бухунчай, которое специально нанятая замужняя женщина складывала в мешок. Обойдя все дома в селении, шествие направлялось к священному месту, трижды обходило его с пением одной и той же фразы, восхваляющей Аллаха. Затем все садились полукругом, делили между собой собранные подношения и расходились.
Обряд исполняли только женщины. Это связано с представлением о солнце как о женском начале, существовавшем у ряда народов Дагестана. Согласно старым агульским народным представлениям, солнце и луна – сестра и брат. Сестра (солнце) выходит только днем, а брат (луна), не знающий страха, – ночью. Первоначально и луна светила так же ярко, как и солнце. Но как-то луна и солнце, по преданию, поспорили между собой о том, кто из них красивее. Ни один не хотел уступить другому. Тогда сестра, желая быть самой красивой, провела по лицу спящего брата тряпкой, намоченной в разведенной извести. С тех пор луна стала тусклой.
Многие элементы обряда Бухунчай сходны с частью народного свадебного шествия, когда невесту провожают в дом жениха, а именно: 1) Бухунчай одевали и наряжали, как невесту; 2) ее, как и невесту, сопровождали исключительно девушки (почти), а замужним женщинам отводилась лишь скромная роль "экономок" (они носили мешок с угощениями); 3) оба шествия начинались во второй половине дня.
Подобные совпадения неслучайны. С точки зрения народных представлений здесь все последовательно: важнейшая часть традиционной агульской свадьбы с ее зрелищными элементами, рассчитанными на большое стечение народа (на всю фамилию, село), могли состояться только в хорошую, солнечную погоду. И вообще по народному календарю свадьбы приурочивались к так называемому сидячему лету, т.е. ко времени, непосредственно предшествовавшему косовице, когда, как правило, стояли ясные дни. Даже подготовленную свадьбу могли отложить, если начинались затяжные дожди.
Поэтому в представлениях народа свадебный ритуал вступал в прочную ассоциативную связь с природно-погодными условиями, при которых он совершался. Здесь, как и во многих других случаях, действия природы и человека трактовались как протекающие параллельно, но взаимно обусловлено. Каким-то действиям природы соответствовали обусловленные ими действия человека. Выход наряженной невесты на улицу недопустим в дождь. Следовательно, по закону обратной связи дождь должен прекратиться, если невеста выйдет.
Второй и немаловажный аспект: невеста отождествлялась с солнцем. Шествие "невесты" Бухунчай по селу символизировало выход солнца, и природа, прислушавшись, должна была одарить людей солнцем.